Toyota является одним из самых узнаваемых и крупнейших автомобильных брендов в мире. С учетом дочерних компаний, Toyota производит легковые и грузовые автомобили, коммерческие авто и автобусы.
Рассмотрим бизнес компании подробнее, ее планы и перспективы в будущем. Сравним с конкурентами и оценим инвестиционную привлекательность.
Акции Toyota торгуются на СПБ Бирже под тикером TM, а значит, доступны и для покупки на ИИС.
На чем зарабатывает Toyota
У компании есть 3 основных сегмента бизнеса:
• Автомобильный — основной и крупнейший сегмент, производит и обслуживает автомобили под брендами Toyota, Lexus, Hino, Daihatsu, Scion. Производственные мощности и официальные представительства японского гиганта расположены по всему миру.
• Финансовые услуги — сегмент приносит около 8% всех доходов. В него входит финансирование дилеров, предоставление займов для покупки или аренды авто.
• Прочее — около 3,9% от всей выручки. Этот сегмент включает проектирование и производство сборных домов, IT-деятельность и проект GAZOO — тюнинг авто.
Ключевыми рынками сбыта являются Япония и Северная Америка — 28% и 30% соответственно. На Азию приходится порядка 16%, на Европу — 12,5%. Остальные продажи распределены между Центральной и Южной Америкой, Океанией, Африкой, Ближним Востоком и другими регионами.
Всего за 2021 финансовый год консолидированные продажи автомобилей составили более 7,6 млн авто. За 2020 календарный год компания продала 9,53 млн авто, обогнав своего основного конкурента — Volkswagen с 9,5 млн авто.
Сравнение с конкурентами
Toyota является вторым по капитализации автопроизводителем после Tesla. При этом японская компания в разы больше той же Tesla, а оценивается заметно ниже. На фоне ближайших конкурентов Toyota выглядит даже немного переоцененной по P/E и EV/Sales. А вот по рентабельности капитала уступает General Motors и Volkswagen.
По данным Barron's и Finviz, мы имеем следующие консенсус-прогнозы:
Перспективы
• Электромобили — один из важных трендов в автомобильной индустрии. В середине апреля 2021 г. компания представила новое семейство Toyota bZ — электромобили с аккумуляторными батареями (BEV). Собираться они будут в Шанхае.
К 2025 г. компания планирует представить 15 BEV, включая 7 bZ BEV. Первым в линейке будет кроссовер Toyota bZ4X для рынков Китая, Северной Америки и Европы, который ожидается в продаже в середине 2022 г.
Общее количество электрифицированных моделей (включая гибриды) к 2025 г. Toyota хочет увеличить примерно до 70.
В настоящее время Toyota выпускает лишь гибридные авто, типа известного Prius, и преуспела в их продажах. Вместе с новым семейством, еще в 2020 г. компания заявляла, что планирует к 2030 г. продавать более 5,5 млн электромобилей в год.
Toyota и Panasonic имеют совместное предприятие — Prime Planet, производящее аккумуляторы для электромобилей.
Правительства многих стран внедряют инициативы по упрощению перехода на автомобили с низкими углеродными выбросами. Эти стимуляции увеличивают спрос на электромобили, а снижающаяся стоимость производства делает их более привлекательными на фоне классических авто. Toyota, как один из мировых лидеров отрасли, может получить от этого огромную выгоду.
• Toyota работает над автопилотом, хотя не так открыто, как Tesla. Toyota поддерживает и финансирует компанию Pony.ai — ее технологии планируют установить на авто уже в следующем году, а в 2024–2025 гг. масштабировать. Сейчас системы активно тестируются, а в будущем их планируют использовать в роботакси.
• Строительный бизнес компании не так велик, но выглядит перспективно. Строится быстро — стоит недорого. Жилищный вопрос всегда открытый, а создание нового и технологичного — это будущее. Если проект и дальше будет набирать популярность, то постепенно может стать большой статьей дохода.
Toyota стоит целый город — Woven City, в котором собирается тестировать все свои инновации: мобильные электронные «автобусики» e-Palette, робототехнику, AI и его обучение в реальном мире, технологии автономного вождения, умный дом.
Риски
На ближайший год, а возможно и дальше, основными рисками являются кризис полупроводников и пандемия — они способны остановить производство и создать дефицит спроса и предложения.
Регулирующие органы. Сюда относятся любые международные риски, так как компания работает в юрисдикции множества стран.
Пока Toyota работает над электромобилями, основной бензо-дизельный бизнес никуда не делся. Следовательно, любые негативные новости в производстве и продажах могут негативно влиять на акции.
Техническая картина
С 2007 г. акции Toyota не могли преодолеть $140, это удалось сделать в 2021 г. В середине июня был установлен новый исторический рекорд, после которого началась локальная коррекция. Сейчас акции вновь стремятся к обновлению вершин, что может произойти при преодолении $184 снизу вверх. Далее открывается дорога к уровням выше $186.
Об отмене фазы роста можно судить при спуске цены под $178, где расположена EMA21. Далее может повториться тест $176–173, а при пробое данного диапазона сверху вниз коррекция может оказаться еще глубже. Пока предпосылок к большему снижению нет.
Стоит ли инвестировать
Toyota — лидер автопрома, хотя и не такой «хайповый» как Tesla. Японский гигант стремится к развитию электромобилей — учитывая его возможности, эти планы вполне реализуемы. Классический бизнес продолжает приносить основную долю дохода, а кризис полупроводников не так сильно влияет на производство, как у конкурентов.
У компании достаточно низкий коэффициент Beta, а значит, котировки падают и растут слабее, чем рынок в целом. Когда на рынке есть ожидания коррекции, наступает хороший момент для приобретения акций. Текущие уровни можно рассматривать для покупки, а при снижении стоимости усредняться, так как нет триггеров к смене сентимента.
Долгосрочная перспектива выглядит умеренно позитивно, до конца года акции Toyota вполне могут преодолеть уровень $195.
БКС Мир инвестиций