Интернет-издание «Капитал страны» выпустило свой рейтинг главных новостей месяца о достижениях России.
Основными событиями последнего месяца осени в России стали завершающие этапы масштабных международных и межрегиональных проектов. Построен первый российско-китайский мост через Амур. Практически готовы к запуску газопроводы «Турецкий поток» и «Северный поток - 2».
Введены в эксплуатацию крупнейшие дорожные объекты: трасса Москва – Санкт-Петербург, наземное метро «Московские центральные диаметры», стратегически важные дороги, мосты и путепроводы в Подмосковье, Новосибирской области, Алтайском крае, Чечне, Карачаево-Черкесии и в Крыму.
Ниже представляем вам девять наиболее значимых событий ноября 2019 года.
Начало строительство моста. Фото: roadtraffic-technology.com
Построен первый трансграничный мостовой переход в Китай через реку Амур
В Амурской области российские строители полностью завершили возведение автомобильного моста, который соединит города Благовещенск и Хэйхэ. Общая стоимость строительства составляет 18,8 млрд рублей, в т.ч. стоимость российской части сооружения - 14 млрд рублей.Возведение важного для всего Дальнего Востока транспортного объекта велось одновременно с двух берегов, начиная с 2016 года. Общая протяженность мостового перехода через Амур - больше километра. Длина российской части моста - 540 метров, к нему будут вести 13 километров подъездных дорог. Китайский отрезок перехода составляет вместе с дорогами около 6 километров.
Согласно проекту, после ввода моста в эксплуатацию пассажиропоток составит около 5500 человек в сутки. Ежедневно по нему проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых автомобилей. Транспортная доступность будет обеспечена круглый год.
На данный момент колонна спецтехники выехала из приграничной территории. Полноценная работа трансграничного моста через Амур начнется в первом квартале следующего года, после введения в эксплуатацию пункта пропуска в районе села Каникурган. Благовещенская таможня планирует набрать около 120 сотрудников для обслуживания нового перехода.
Кроме того, начаты работы по строительству уникальной трансграничной канатной дороги.
Компрессорная станция "Русская". Фото: Газпром
Заполнены газом две нитки «Турецкого потока» на береговых объектах
В Краснодарском крае на береговых объектах «Газпрома» около Анапы специалисты заполнили газом две нитки экспортного газопровода «Турецкий поток», по которому топливо будет доставляться через Черное море в Турцию и далее — в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Таким образом, завершен этап пусконаладочных работ перед вводом объекта в эксплуатацию, который состоится до конца года. Пропускная способность «Турецкого потока» составит 31,5 млрд куб. метров газа в год.Газом заполнены обе части трубопровода мощностью по 15,75 млрд кубометров газа каждая от компрессорной станции «Русская» в Анапе до приемного терминала в районе поселка Кыйыкей на черноморском побережье Турции. Трубопровод протяженностью более 930 км проходит по дну Черного моря с территории России до побережья Турции. После морского участка проложена сухопутная транзитная нитка до границы Турции с сопредельными европейскими странами протяженностью 180 км.
Нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан» вышел на полною мощность
В Приморском крае один из крупнейших нефтяных терминалов России порт Козьмино, являющийся конечным пунктом магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), подтвердил готовность к приему увеличенных объемов российской нефти ESPO. Компании «Транснефть – Восток» и «Транснефть – Дальний Восток» вывели объекты трубопроводной системы на максимальную проектную мощность. Проект реализован на 10 лет раньше запланированных сроков.Запуск новых нефтеперекачивающих станций (НПС) для перевода ВСТО в работу на максимальной мощности состоялся в режиме телемоста с городами Братск и Хабаровск, где располагаются диспетчерские пункты управления участков трубопровода, а также портом Козьмино, который является конечной точкой ВСТО-2.
Объем поставок нефти по трубам первой очереди ВСТО-1 составит 80 млн тонн в год, по ВСТО-2 – 50 млн тонн. В порту Козьмино в 2019 году будет отгружено в Китай 32,7 млн тонн нефти. Проведенные в порту работы по увеличению мощностей резервуаров и дноуглублению позволят в перспективе увеличить мощность по перевалке нефти до 36 млн тонн в год.
*Нефтепроводная система ВСТО общей протяженностью 4740 км состоит из двух очередей – ВСТО-1 (от Тайшета до терминала в городе Сковородино Амурской области) и ВСТО-2 (от Сковородино до порта Козьмино). Сорт нефти, поставляемой по трубопроводу, получил отдельную маркировку – ВСТО (ESPO).
Ресурсную базу ВСТО обеспечивают месторождения Якутии, Западной и Восточной Сибири. После завершения строительства нефтепровода Куюмба – Тайшет в ВСТО начнет поступать нефть с месторождений Красноярского края и Эвенкии.
Фото: Газпром
Завершена сварка газопровода «Северный поток — 2» на российской территории
В Вологодской области «Газпром» завершил сварочные работы на линейной части газопровода в России, запланированной к сдаче в эксплуатацию в текущем году, для поставок газа в «Северный поток — 2». Участок протяженностью около 880 км от Грязовца до компрессорной станции (КС) «Славянская» готов к пусконаладочным работам.Сейчас строительство «Северного потока – 2» находится на стадии завершения. Готово к старту строительство последнего 150-километрового участка газопровода в водах Дании, которое начнется 28 ноября. Кроме того, продолжается строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе компрессорной станции «Портовая» в Ленинградской области.
«Северный поток — 2»— строящийся магистральный газопровод из России в Германию через Балтийское море длиной свыше 1200 км (2400 км по двум ниткам). Трубопровод проходит через экономические зоны и территориальные воды пяти стран — Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции.
Досрочно сдан в эксплуатацию седьмой энергоблок Нововоронежской АЭС
В Воронежской области произошло одно из ключевых событий в атомной энергетике России – на 30 дней раньше запланированного срока специалисты «Росатома» сдали в эксплуатацию второй энергоблок, завершив проект по возведению на Новоронежской АЭС двух инновационных энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый. Объем инвестиций в оба новых энергоблока предварительно оценивался в 250 млрд рублей.Энергоблок №7 новейшего поколения «3+» с реактором ВВЭР-1200 был включен в сеть и начал выработку электроэнергии 1 мая 2019 года. С этого момента в рамках опытно-промышленной эксплуатации он выработал 2,5 млрд. кВтч электроэнергии в соответствии техрегламентами и нормативными актами Ростехнадзора.
Шестой энергоблок электростанции был пущен в 2016 году. Теперь госкорпорация «Росатом» обладает двублочной АЭС. Инновационный проект готов к тиражированию на зарубежных площадках.
В Подмосковье открыли новое наземное метро и запустили первый поезд Московских центральных диаметров
В Подмосковье запущены две первые линии нового наземного метро. Московские центральные диаметры (МДЦ) — совместный проект Минтранса, РЖД, столичных и областных властей. Президент России Владимир Путин принял участие в церемонии открытия одной из веток МЦД, став одним из первых пассажиров. Инвестиции в первый этап из двух линий составляют порядка 40 млрд рублей. Полная стоимость реализации проекта МЦД из 6 линий превысит 155 млрд рублей.Первыми запущены 132 км железнодорожного пути и 66 станций двух линий, которые связывают Одинцово с Лобней и Нахабино с Подольском. С 27 станций можно перейти на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) или на станции железной дороги.
По МЦД будут курсировать поезда «Иволга» российского производства, которые могут перевозить до двух тысяч человек. Вагоны оснащены мягкими креслами, теплыми поручнями, биотуалетами, специальными местами для велосипедистов, системами климат-контроля и обеззараживания воздуха, USB-зарядками и бесплатным Wi-Fi.
Интервал между составами составляет 5-6 минут с 5:30 утра до 1:00 ночи. Скорость поездов - 120 км/час.
К 2024 году Московские центральные диаметры будут состоять из 182 станций и 375 километров путей. В результате улучшится транспортное обслуживание около 7 млн москвичей и 5,5 млн жителей Московской области.
Построено три электроподстанции и ЛЭП для нужд нефтегазового комплекса
В Ямало-Ненецком автономном округе для электроснабжения нефтегазовых промыслов и трубопровода «Заполярье – Пурпе» ПАО «ФСК ЕЭС» завершило строительство трех подстанций и 450 км ЛЭП. Общая стоимость работ составила 22,2 млрд рублей.Под рабочее напряжение поставлено оборудование подстанции 220 кВ «Славянская» в Пуровском районе, расположенной в труднодоступной местности за Полярным кругом. Необходимые материалы и оборудование для строительства доставлялись зимними автодорогами и воздушным транспортом, в том числе при помощи самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26. Здесь установили современное оборудование российского производства, оно обеспечит надежное электроснабжение.
Для того чтобы связать новые объекты с Уренгойской ГРЭС и подстанцией «Мангазея» построили больше 450 км линий электропередачи.
Вместе с ранее построенными подстанциями «Ермак» и «Исконная» в Тазовском и Пуровском районах, энергосистема арктического региона получила больше 500 МВА трансформаторной мощности для снабжения нефтегазовых промыслов.
Введение в эксплуатацию новых подстанций позволило обеспечить электричеством нефтегазовые промыслы на Русском, Заполярном и Пякяхинском месторождениях.
В Новороссийске впервые в мире создали систему автопилота при заходе в порты грузовых судов
В Новороссийске ученые Государственного морского университета имени адмирала Ушакова с помощью технологий искусственного интеллекта разработали систему автопилота для крупнотоннажных морских и речных судов, которая полностью автоматизирует навигацию грузового судна при заходе в порт и маневры при его швартовке. Разработка подходит как для классических судов, так и для безэкипажного водного транспорта. Аналогов данному функционалу нет.Примененные алгоритмы искусственного интеллекта позволяют технической аппаратуре судна адаптироваться к текущим условиям эксплуатации, в том числе – к погодным условиям. Разработанный функционал особенно эффективен при управлении движением крупнотоннажного судна в морских и подходных каналах, акваториях морских портов со сложными навигационными особенностями.
В состав комплекса технических средств высокоточной проводки крупнотоннажных судов входят спутниково-инерциальная система позиционирования, блок искусственного интеллекта и планшет с системой поддержки принятия решений судоводителя.
Технология состоит из трех сегментов — судового, берегового и морского — и представляет собой промежуточный этап автоматизации процессов управления движением морского грузового судна.
Процесс захода грузового судна в порт предлагается автоматизировать с помощью интеллектуальной технологии двух опорных точек: специальные датчики устанавливаются на базе грузового терминала и ведут сбор навигационных данных о сближении судна с причалом (дистанции, скорости сближения и т.д.). Система также непрерывно анализирует метеоусловия, получая сигналы от системы гидрометеомониторинга.
После обработки информации комплекс беспилотной навигации выстраивает маршрут и при необходимости корректирует его по ситуации. При этом судоводитель и диспетчер следят за действиями системы, используя специальную программу с удобным интерфейсом.
*По оценке экспертов, объем незанятого рынка для разработанной технологии в России составляет 6,5 млрд рублей (2,5 тыс. судов), во всем мире — 101,1 млрд рублей (почти 39 тыс. судов).
Спущен на воду первый российский боевой ледокол
В Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» состоялась торжественная церемония спуска на воду первого российского патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин». Его главной задачей станет охрана и мониторинг водных ресурсов в сложной ледовой обстановке Арктики. В ближайшее время ледокол будет передан Северному флоту.Корабль длиной 110 метров и высотой с семиэтажный дом оснащен современными средствами связи и навигации. Он предназначен для проведения судов, перевозки грузов, участия в спасательных операциях, а также для буксировки в порты задержанных судов и их конвоирования.
«Этот корабль отличается в первую очередь высокой надежностью, резервированием главных двигателей. Здесь применена система электродвижения, винты фиксированного шага, исключительно для того, чтобы система работала в условиях Арктики надежно и долго», - отметил генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.
Способность автономной работы судна — более двух месяцев. Ледокол оборудован переносным зенитно-ракетным комплексом и артиллерийской установкой. На борту также может базироваться вертолет.