Подготовка экономической программы развития страны до 2025 г. выходит на финишную прямую. Президент Владимир Путин ставил задачу разработать такую стратегию, которая позволит выйти на темпы роста ВВП выше среднемировых. Что из этого вышло?
Глава государства уже получил от всех участников свои предложения. Что они из себя представляют, какие реформы и меры они предлагают? Прежде всего отметим, что в настоящий момент официально публично представлен только один документ – среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года "Стратегия Роста", разработанная по поручению президента от 14.07.2016 №Пр-1347 и внесенная президенту РФ и в правительство 28.02.2017 г. Стратегия Центра стратегических разработок А. Л. Кудрина на широкое обсуждение не представлена, поэтому ее анализ проводился на основе публичных заявлений самого Кудрина, а также отдельных презентационных материалов. Программа Минэкономразвития также публично не представлена, вопрос о наличии единого комплексного документа остается открытым, поэтому и в данном случае анализ проводился на основе публичных заявлений министра экономического развития и торговли М. С. Орешкина.
Цели и задачи
Нельзя не отметить, что цели и задачи у программ разные. "Стратегия Роста", например, в качестве результата ставит перед собой задачу повышения уровня и качества жизни населения, а также создание диверсифицированной экономики, способной расти на 5-6% в год. Кроме того, "Стратегия Роста" предполагает создание развитой инфраструктуры и переход к инновационной модели экономики уже к 2025 г. Для достижения всего этого предлагается ввести систему оценки эффективности реализации программы – так называемый KPI, который будет отслеживать достижение четко поставленных задач. Это крайне важный момент, поскольку вопрос управления и реализации тех или иных программ в нашей стране откровенно хромает, и с этим согласны практически все эксперты.У Центра стратегических разработок список целей не такой обширный. Достичь желаемых темпов роста предлагается за счет роста совокупной факторной производительности, повышения роли регионов, открытости миру и использования государства как платформы.
Министерство экономического развития предлагает вывести экономику страны на высокие темпы роста за счет создания эффективной системы государственного стратегического планирования, улучшения условий ведения бизнеса, эффективного использования трудовых ресурсов с повышением их мобильности. Кроме того, предлагается активно поддерживать развитие несырьевого экспорта, в том числе путем развития трансграничных производственных цепочек. Отдельно акцент делается на развитии инфраструктуры цифровой экономики, "цифровизация" торговли, логистики, жилищно-коммунального хозяйства (в том числе вопросы формирования необходимых правовых институтов и снятия имеющихся нормативно-правовых ограничений в сфере развития "цифровой экономики", а также создания необходимой инфраструктуры; вопросы снятия ограничений на развитие электронной торговли, логистики и транспорта, технологий в ЖКХ).
Новые источники роста
В ходе обсуждений будущего российской экономики очень часто звучат слова "источники роста". Поиск этих самых источников действительно является крайне важной задачей. Сырьевая модель, на которую страна опиралась долгое время, себя исчерпала, и настал как раз тот момент, когда нужно искать другие пути.
В "Стратегии Роста" приводится достаточно четкий список новых точек роста. Прежде всего это рост производства в малом и среднем бизнесе. Планируется создать такие условия, чтобы МСП не только занимались производством, но и выходили из тени. Такой подход, по подсчетам авторов стратегии, позволит дать прирост экономики в 1,1% уже на первом этапе. Также важно отметить предложение по восстановлению экономики "простых вещей". Речь идет о товарах, которые мы все потребляем фактически ежедневно. По большому счету тут нужно лишь наладить производство по конкурентным ценам, а спрос в данном сегменте будет всегда. Необходимо также провести модернизацию действующих производств ОПК, авиа- и космической отрасли, станко- и приборостроения, транспортного и а/м строения, энергетики, производства медоборудования. Это позволит добавить экономике почти 1%.
В ЦСР предлагают в чем-то схожие подходы. Для структурного маневра в экономике необходимо создание условий для развития несырьевых отраслей за счет использования традиционных конкурентных преимуществ РФ, а также снижения издержек, повышения конкуренции, внедрения инноваций и улучшения институциональной среды. Рост, по замыслу ЦСР, произойдет за счет увеличения основного капитала, дополнительного использования трудовых ресурсов, совокупной факторной производительности, которая в первую очередь будет базироваться на изменении бизнес-модели, подразумевающем, в частности, снижение регулятивной нагрузки.
Что же касается министерства экономического развития, то конкретных предложений по поиску точек роста в экономике от ведомства не поступало.
Этапы
Любая стратегия, в том числе и экономическая, должна делиться на определенные этапы или отрезки. Только так можно добиться понимания, как будет вести себя экономика на протяжении реализации экономических программ. Сразу отметим, что Минэкономразвития общественности о наличии каких-то этапов в своей стратегии не сообщало, поэтому остановимся на "Стратегии Роста" и программе ЦСР. В "Стратегии Роста" определены 3 четких этапа: восстановительный рост, переход к высоким темпам и качеству роста, а на третьем этапе уже к устойчивому развитию. У ЦСР этапа 3: опять же восстановительный рост, инвестиционный период и период роста за счет конкурентоспособности. В целом оба подхода в чем-то похожи.
Создание макроэкономических условий для новой экономической модели, структурные реформы
Все три стратегии в первую очередь обращают внимание на денежно-кредитную политику, предлагая сделать ее более мягкой, хотя есть и свои особенности. Впрочем, важно то, что данные экспертные группы не видят ощутимой пользы в жесткой или умеренно жесткой ДКП, хотя и поддерживают борьбу с инфляцией. Другой вопрос, что инфляция в России во многом носит немонетарный характер, а связана с ростом тарифов. Впрочем, курс рубля также сильно влияет на стоимость товаров и услуг, поскольку изменяет стоимость импорта. В частности, глава Минэка Максим Орешкин ранее уже заявлял, что наблюдает ужесточение денежно-кредитных условий и считает это одним из рисков для экономического роста. "Стратегия Роста" в свою очередь предлагает таргетировать не только инфляцию, но и курс рубля. Также предлагается на первом этапе установить в качестве целевого показателя по инфляции значение, не сдерживающее экономический рост (реальная ставка не выше 2% до 2019 г. и не выше 1% к 2025 г.).
Авторы этой стратегии предлагают также достаточно любопытный подход к валютной политике. Так, предлагается реализация непубличной политики таргетирования умеренно низкого валютного курса (с учетом соотношения реального и номинального курсов рубля), стимулирующего экспорт и импортозамещение, с постепенным укреплением по мере роста экономики, а также обеспечение ограниченной волатильности, стабильности курса рубля. То есть ЦБ должен придерживаться какой-то конкретной цели по курсу рубля, но не открывать карты перед спекулянтами. В целом же все три стратегии выступают за умеренное ослабление курса национальной валюты на первом этапе.
Снижение тарифов госмонополий
Сейчас уже никто не отрицает, что одной из главных проблем российской экономике являются постоянно растущие тарифы госмонополий. Именно они в значительной степени обеспечивают рост инфляции. Кроме того, тарифы монополий являются основным источником роста издержек бизнеса. Проблему эту отмечают и в "Стратегии Роста", и в ЦСР, однако именно "Стратегия Роста" основательно разбирает варианты решения данной проблемы. На первом этапе предлагается зафиксировать тарифы на два года, за это время провести реформу и повысить эффективность госмонополий. С 2019 г. внедрить модель тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий на основе метода тарифного регулирования Price Cap. В дальнейшем перейти на принцип установления долгосрочных тарифов на 6 лет.
Налоговая реформа
Еще один важный момент – проведение налоговой реформы, стимулирующей экономический рост. Очевидно, что, повышая налоги, государство вряд ли создаст условия для развития бизнеса, особенно нового. Необходимость налоговой реформы понимают все стороны, однако опять же далеко не все сходятся во мнении. Минэкономразвития вообще высказалось довольно лаконично: нужна рациональная налоговая политика. Какая? У господина Кудрина на эту тему тоже нет никакой конкретики – скорее философские рассуждения. И снова полный список предложений есть только у "Стратегии Роста", все они представлены в таблице.
Снижение административного давления
Сложно вести бизнес, когда в стране действует колоссальное количество проверок, надзорных органов, штрафов и так далее. Более того, их количество постоянно растет, зачастую они даже дублируются. У предпринимателя просто не остается времени на ведение дел, к тому же растет коррупционная составляющая. О том, что давление на бизнес нужно снижать, президент Владимир Путин говорил неоднократно, однако правительство не сделало должных выводов. По словам Кудрина, давление на бизнес является одной из причин отставания России от других стран по части технологий, ведь в технологическом бизнесе рисков больше, чем в обычном, а с учетом административного давления и зарегулированности заниматься этом видом деятельности становится крайне сложно. Сейчас авторы экономических стратегий предлагают провести реформу, которая приведет к снижению этого давления, что позволит улучшить инвестиционный климат в России.
Повышение качества и уровня жизни
Россия по уровню жизни постепенно скатывается к странам третьего мира, и никто этого не отрицает. Достаточно посмотреть на динамику реальных располагаемых доходов - они падают уже более года, то есть люди просто-напросто беднеют. Проблему эту можно решать, но можно и не решать. У авторов стратегий свое видение ситуации, правда Минэк в очередной раз практически никак не осветил свою точку зрения.
"Стратегия Роста" ставит рост благосостояния населения едва ли не главной задачей своей стратегии. Именно к этому мы должны прийти в конечном итоге. Алексея Кудрина здесь выделить особо нельзя. Так, например, он предлагает решать вопрос с пенсиями путем повышения пенсионного возраста, то есть сокращения числа пенсионеров. Впрочем, ЦРС предлагает инвестировать в образование и человеческий капитал. С другой стороны, если говорить о том, что известно о стратегии ЦСР, это все общие фразы, которые не являются планом действий. Любая книжка по экономической теории предложит инвестировать в человеческий капитал, но никто не расскажет, как это делать в условиях ограниченного финансового ресурса и бюджетного дефицита.
Цифровая экономика
Мир стоит на пороге новой технологической революции. Казалось бы, нужно к этому готовиться и уделять в стратегии развития большое внимание именно этому вопросу, в противном случае Россия рискует еще сильнее отстать от развитых стран. Однако, пообщавшись с экспертами, мы поняли, что мало кто действительно понимает, о чем идет речь. Это и объясняет тот факт, что в предложенных президенту стратегиях почти ничего не сказано о цифровой экономике. Отметим, что речь не идет о банальной цифровизации текущих бумажных процессов - это намного более широкий вопрос.
"Стратегия Роста" в данном вопросе находится в выигрышном положении, так как ее авторы не только наметили четкий план, но и провели колоссальный объем работы и уже тестируют отслеживание макроэкономических тенденций фактически в режиме онлайн. Также в стратегии есть четкое обоснование: что и для чего нужно и какие результаты будут получены.
Активизация государственных активов
Государство имеет огромное количество активов, в первую очередь земельных, которые являются фактически "спящими". Их активизация и приватизация может дать толчок к развитию бизнеса. С другой стороны, здесь есть свои нюансы: передавать активы в частные руки нужно под определенные инвестиционные обязательства.