Падение продаж автомобилей, неутешительные данные по розничным продажам, охлаждение на рынке жилья - все это подпитывает страх, что на фоне замедления экономики потребительские расходы в Китае упадут. Однако аналитики считают, что поводов для беспокойства нет, более того, они ожидают, что китайские покупатели продолжат тратить и дальше.
В понедельник ведущая Ассоциация автомобилестроительной промышленности Китая сообщила, что продажи легковых автомобилей в стране в январе упали на 15,8% по сравнению с годом ранее, составив 2,37 млн. На крупнейшем в мире автомобильном рынке это стало седьмым месяцем снижения продаж.
Экономист Citigroup Лю Ли-ганг ожидает, что Пекин объявит о новых мерах по увеличению потребления, особенно в автомобильном секторе. Он отметил, что нельзя упускать из вида влияние снижения подоходного налога с физических лиц, о котором Китай объявил в прошлом году.
«Настроения начнут стабилизироваться, объемы потребления снова вырастут», - отметил он.
Лю считает, что, несмотря на быстро растущий долг домохозяйств, «у потребителей Китая есть возможности для расширения долга», поскольку отношение сбережений к располагаемым доходам среди населения в этой стране на одном из самых высоких уровней среди стран G-20.
«Преувеличенные» страхи
Другой аналитик, старший экономист Oxford Economics Тяньцзе Хэ считает, что опасения по поводу снижения расходов преувеличены.Динамика розничных продаж в Китае: март - декабрь 2018 года
Она отметила, что общий рост розничных продаж в 2018 году снизился до 6,9% в годовом исчислении, в предыдущем году он составлял 9,1%, однако здесь не учтен сектор услуг, на который приходится более 50% общего потребления. За снижением розничных продаж стоит «устойчивый рост потребительских расходов на услуги», считает она.Например, в 2018 году расходы городских домохозяйств на здравоохранение выросли на 15,1% в годовом исчислении, в 2017 году они составляли 9%, добавила она.
В январе сектор услуг в Китае сохранил устойчивые темпы роста, хотя рост несколько замедлился, согласно данным Caixin Services PMI.
Кроме того, в прошлом году выросли объемы продаж золота, серебра и ювелирных изделий по сравнению с темпами роста в 2017 году. Компании, реализующие предметы роскоши, сообщили о «приличном» увеличении продаж в Китае в 2018 году, сказала она.
Все это говорит о преувеличенном беспокойстве по поводу потребителей в Китае, которое основано на данных о снижении спроса на автомобили.
Аграрные реформы
Китай предпринял усилия по восстановлению замедляющейся экономики, однако ряд аналитиков считает, что власти сделали недостаточно.Но главный экономист Barclays по Китаю Цзянь Чан ожидает, что в середине этого года вырастут инвестиции в инфраструктуру. Это поможет компенсировать последствия замедления рынка жилья и инвестиций в недвижимость в стране, считает она.
Лю также считает, что «если китайские банки предложат различные продукты, например, кредиты под залог жилья, чтобы люди заблаговременно выводили свой положительный собственный капитал, это создаст огромные возможности для потребления в Китае».
Кроме того, Лю отмечает, что аграрные реформы в Китае могут создать «эффект богатства» среди сельских фермеров: «Если правительство подтвердит права на аренду земли для сельских фермеров, это создаст огромный «эффект богатства» среди сельских семей. По нашим оценкам, «эффект богатства» среди сельских семей составляет $20 трлн. В будущем потенциал потребления в Китае огромен».