InvestFuture

Почему никто не инвестирует в Россию?

Прочитали: 1448

Москва, 3 апреля. В Россию текут настоящие реки спекулятивного капитала: финансовые компании со всего мира активно скупают российские финансовые активы, а вот в реальный сектор притока почти нет.

Прямые иностранные инвестиции в Россию практически не поступают, во всяком случае таковы данные fDi Markets (подразделение Financial Times). В прошлом году состоялась приватизация "Роснефти", которая наделал много шуму и преподносилась как сделка, которая разморозит душу холодных к нашей стране иностранцев, и деньги снова придут. Но этого не случилось. Более того, продажа доли в "Роснефти" во многом и обеспечила хоть какой-то приток иностранных инвестиций.

За 2016 г. прямые иностранные инвестиции упали на 8,5% до $12,9 млрд, пишут "Ведомости". Показатель меньше был лишь в 2014 г. При этом почти всю сумму обеспечила сделка по продаже госпакета "Роснефти". Без нее инвестиции рухнули в 5,5 раза до $2,6 млрд.

Почему же так происходит? Дело тут вовсе не в санкциях и прочих подобных вещах. Дело в инвестиционном климате. В России не созданы условия для спокойного и успешного ведения бизнеса. В своем докладе Всемирный банк отмечал, что роль государства в российской экономике настолько велика, что о конкуренции во многих отраслях просто не идет даже речи.

Действительно, конкуренция - основной двигатель экономики, но когда в этой экономике есть масса гигантских госкомпаний с колоссальным административным ресурсом, то конкурировать становится сложно, если не сказать больше.

Кстати, в январе этого года зарубежные инвесторы вложили в проекты с нуля в РФ лишь $34 млн - рекордно низкую сумму за все время наблюдений.

В прошлогоднем докладе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции фактически говорилось, что в России сложился государственно-монополистический капитализм.

Из доклада ФАС Вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 г. с 35% в 2005 г., пишет ФАС. Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий за три года утроилось, ссылается служба на данные ЕГРЮЛ: они по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса и бюджетного финансирования – серьезная угроза. При этом резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий – они главные враги конкуренции на локальных рынках.

Отмечается также, что в 2012 г., когда только намечался план приватизации, предполагалось реально продать госкомпании, но сейчас государство уже не хочет отдавать корпоративный контроль, а это уже совсем другая история. Кому нужна доля в компании, которой нельзя руководить. Известно, что компании с госучастием невыгодны инвесторам, так как они приносят более низкую доходность, иными словами, они неэффективны.

Важно также отметить слишком часто меняющиеся правила игры, подстроиться под которые бизнес порой просто не может. Взять, например, контрсанкции, которые были введены в ответ на ограничения Запада. Была объявлена программа импортозамещения, которая, правда, особого успеха не сыскала, но все же люди начали инвестировать в производство, стараясь заполнить освободившиеся ниши.

Но что делать, если ограничения будут сняты? Взять хотя бы историю с Турцией. Если Россия разрешит ввоз всех турецких товаров, то российские производители просто не выдержат, так как турецкая продукция намного дешевле, особенно с учетом курсовых изменений за последний год.

Впрочем, это скорее вторичный фактор. Главная проблема, на которую почти всегда жалуются представители бизнес-сообщества, - давление со стороны государства, правоохранительных служб и так далее. Именно поэтому деньги из-за рубежа так неохотно идут в нашу страну.

Кстати, в экономический программах Центра стратегических разработок господина Кудрина и "Стратегии роста" Бориса Титова есть пункт о реформе судебной системы, и без этого, конечно, реальных изменений в экономике добиться будет трудно.

Нагрузка на судей чрезвычайно велика: с 2011 г. число дел, рассмотренных арбитражными судами, при сохранении штата выросло на 40% (в первую очередь в городах-миллионниках). В Москве на одного судью Арбитражного суда приходится 7 новых дел в день.

В среднем судья мирового суда (на 31 декабря 2015 г. действовали 7536 мировых судей) за 1 рабочий день принимает решения по 10,2 гражданским, административным и уголовным делам, с общей суммой штрафов, взысканий и др. – 272 тыс. руб. 21% нагрузки – взыскания налоговых органов, взыскания по коммунальным услугам – 16%. Такая нагрузка не позволяет качественно и полноценно рассмотреть дело и вынести справедливое решение и закономерно влияет на результат суда: у судьи нет времени рассматривать дела. Справедливость недостижима: число дел об административных правонарушениях, прекращенных судами, с 2005 г. снизилось в 4 раза с 14,2% до 3,8%.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 32, среднее: 4.38 из 5)
InvestFuture logo
Почему никто не

Поделитесь с друзьями: