Brexit часто называют следствием усилившейся волны правого национализма. Эта же волна, как считают некоторые аналитики, захлестнула националистические и антиевропейские правительства в Венгрии, Польше и Италии, привела к росту популярности правых ксенофобских партий во Франции, Великобритании и Германии. “Никогда со времен Второй мировой войны Европа не была так важна. Вместе с тем, никогда Европа не подвергалась такой опасности, - заявил недавно президент Франции Эммануэль Макрон. - Brexit олицитворяет все это. Уход в национализм ничего не дает, это неприятие без альтернативы. Это та ловушка, которая угрожает всей Европе”. Однако Brexit - и другие сбои, вызванные волной правого национализма в Европе - в значительной степени реакция на чрезмерное усиление власти Евросоюза. Без сомнения, миграция и экономика - ключевые факторы создавшейся ситуации, но они также результат политики ЕС, отмечает The National Interest. Первоначально ЕС, тогда известный как Европейское экономическое сообщество, был торговой ассоциацией шести стран. В последующие десятилетия ЕС пополнился новыми членами и расширил свои полномочия. Вначале они были сосредоточены на мерах, облегчающих торговлю, путешествия и коммерческую деятельность между странами-членами. Все эти шаги были незначительными и не ставили под сомнение национальную идентичность граждан. Со временем уровень и масштаб комплексной деятельности расширился, причем часто как бы между делом и “без огласки”. В 1985 г. несколько государств-членов подписали Шенгенское соглашение, которое позволяло свободное передвижение людей между странами. Создание европейского экономического и валютного союза в начале 1990-х гг. ознаменовало еще одно ключевое расширение общеевропейского управления. Двенадцать государств перешли на единую валюту (и денежно-кредитную политику), что привело к появлению Европейского центрального банка, а также новых нормативных актов, влияющих на национальные бюджеты. С 2005 г. ЕС требует от каждой страны-члена принимать определенное количество въезжающих в Европу беженцев, несмотря на решительное сопротивление некоторых членов. Получив данное право, ЕС стал заниматься чрезвычайно эмоциональными вопросами, затрагивающими фундаментальные ценности, культурные различия страны, чувства идентичности людей и право на самоуправление. Результатом роста надгосударственности Евросоюза стала потеря чувства суверенитета . Ликвидация национального пограничного контроля привела к большим людским потокам, как внутри ЕС, так и в него. Французы были недовольны огромным количеством приехавших поляков, а англичане наплывом трудовых мигрантов из прибалтийских стран и просителей убежища из Азии, Африки и Ближнего Востока. Не случайно сторонники Brexit объединились под лозунгом “Выходим: мы хотим, чтобы наша страна вновь обрела независимость”. Несмотря на то, что ЕС был основан, как обычная межнациональная организация (в которой требовалось единогласное согласие всех членов, что защищало их суверенитет), последующие соглашения заменили единогласное принятие решений квалифицированным большинством голосов во многих сферах управления ЕС, включая стандарты безопасности границ, миграцию, здравоохранение и финансовую помощь. Эти изменения привели к растущему недовольству Евросоюзом. Возможно, была необходимость усиления наднационального управления, поскольку многие задачи не могли быть решены отдельной страной или с помощью ставшего медленным и громоздким межнационального управления. Если ЕС предлагает наиболее продвинутую на сегодняшний день форму наднационального правительства, то почему против нее так решительно выступают популисты? По всей видимости, развитие наднационального правительства должно сопровождаться развитием наднациональных общественных структур, которым люди передадут свои обязательства и участие в жизни страны. И хотя ЕС пока не удалось создать подобное общественное здание, он действует так, как будто оно уже существует. Так, например, западные немцы выделили эквивалент $1трлн восточным немцам в течение десятилетия после воссоединения. “Они же братья-немцы” - объясняли они тогда. Однако те же самые немцы сопротивлялись предоставлению намного меньшей суммы Греции и другим странам ЕС, которые оказались в беде. Они не были членами “нашего рода”. Демонстрация мощных общественных связей на национальном уровне заключается в том, что в то время как миллионы людей готовы умереть за свою нацию, немногие готовы умереть за ЕС, не говоря уже о менее развитых наднациональных структурах. Несмотря на отсутствие необходимых социологических, коммунитарных основ, лидеры ЕС не только продолжают расширять ЕС, как административное государство, но и переходят к расширению полномочий “Брюсселя” (как часто называют Комиссию ЕС). Президент Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель призывают к значительному расширению полномочий Комиссии ЕС и усилению интеграции посредством введения общеевропейского банковского союза и создания централизованного бюджета. Brexit - это одно из проявлений националистической реакции на преждевременные шаги в развитии ЕС. Остальные члены ЕС также ставят под сомнение правильность политики ЕС, восстанавливая национальный пограничный контроль. Греция, Италия, Франция и Португалия бросают вызов ограничению бюджетного дефицита ЕС и соотношению ВВП к долгу. Чешская Республика, Венгрия и Польша отказываются принять предписанное ЕС количество мигрантов.
Почему Евросоюз теряет свою привлекательность?
16 сентября 2019, 16:00 Прочитали: 737Источник: Вести Экономика