Москва, 11 апреля Президент США Дональд Трамп пообещал привлечь $1 трлн для реализации инфраструктурного плана, в рамках которого планируется модернизировать дороги, мосты, железные дороги и аэропорты в стране.
Однако вместо этого он рискует столкнуться с привычными препятствиями: скептически настроенные демократы, раскол в Республиканской партии и бесконечные подсчеты необходимых расходов.
План Трампа, который должен быть выпущен в мае, на протяжении многих месяцев встречает довольно скептическое отношение.
Многие считают, что расходы федерального бюджета на реализацию плана могут оказаться гораздо меньше, чем ожидается сейчас.
Но даже если план потребует лишь несколько сотен миллиардов долларов, ответа на то, где Конгресс найдет деньги, пока просто нет. Ожидается, что разработку деталей финансирования плана Трамп оставит на усмотрение законодателей, многое будет зависеть от способности Конгресса провести капитальную реформу налогового кодекса.
Вот ряд причин, по которым план Трампа по развитию инфраструктуры может встретить сопротивление.
50 возможных приоритетных инфраструктурных проектов
Демократам не нравится то, что они слышат
После выборов в ноябре лидер демократов в Сенате США Чак Шумер выступал с довольно оптимистичным настроем: они готовы были работать с Трампом над реализацией инфраструктурного плана.Казалось, это вполне отвечает традиционным приоритетам демократов: Хиллари Клинтон предложила свой собственный пакет развития инфраструктуры во время президентской кампании, бывший президент США Барак Обама провел несколько лет в безуспешной разработке подобных идей республиканцев в Конгрессе.
Но энтузиазм демократов резко ослаб, как только план Трампа получил более-менее внятные очертания.
Если верить замечаниям его советников, план предполагает меньше полагаться на прямые расходы федерального бюджета, вводить больше налоговых льгот, работать в партнерстве с частным сектором и стимулировать инвесторов вкладывать деньги в проекты.
Демократы опасаются, что многие налоговые льготы будут работать в пользу проектов, которые были бы реализованы в любом случае, что заставит это предложение работать в пользу инвесторов, а не для создания рабочих мест.
Американская инфраструктура получила в 2013 г. рейтинг D+ по версии American Society of Civil Engineers. Это всего на 1 ступень выше состояния "очень плохо"
Республиканцы не уверены в деталях
Консервативные группы с трудом смогут смириться с расходами, даже если они окажутся значительно ниже заявленного уровня, но при этом будут способствовать росту дефицита бюджета.И республиканцы, и демократы, которые представляют сельские регионы, обеспокоены другой идеей Трампа и его советников, а именно: идея государственно-частного партнерства, необходимого, чтобы привлечь инвестиции.
Законодатели, как правило, соглашаются, что такие меры имеют смысл в некоторых городских районах, где частные компании могут окупить свои расходы за счет взимания платы за проезд.
Но в менее населенных районах окупить расходы будет просто невозможно.
В 2015 г. сильные дожди в Южной Каролине разрушили около 50 плотин и нанесли значительный ущерб. Армейский корпус оценивает состояние более чем 600 плотин как представляющее угрозу.
Реализация «пусковых проектов»
Основная проблема «пусковых проектов» в рамках инфраструктурного плана: на их реализацию могут уйти годы, даже если они будут запущены.Часто это обусловлено поэтапным финансированием, которое создает видимость «неиспользованных» денег.
Многие из остро необходимых для страны проектов – например, подводный туннель под рекой Гудзон – это огромные, многолетние предприятия, которые требуют гораздо большего участия, чем просто укладка асфальта.
Все 15 мостов на трассе i-95 в Филадельфии имеют структурные недостатки, и они должны быть отремонтированы или полностью заменены.
Где взять деньги?
Законодатели назвали реформу налогового кодекса наиболее вероятным вариантом, позволяющим реализовать план Трампа.И тем не менее, больше оригинальных предложений пока нет.
Когда Шумер и другие сенаторы-демократы выпустили свой собственный план развития инфраструктуры в $1 трлн в январе, они слишком сильно полагались на федеральные расходы, при этом, в детали расходов не углублялись.
Состояние многих мостов вызывает опасения инженеров
Инфраструктура против иммиграции
Другим потенциальным препятствием для плана Трампа является решение вопроса нелегальной иммиграции.Все потому что ряд самых крупных городов страны, такие как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско, Балтимор, Вашингтон объявили себя «убежищем» для нелегальных иммигрантов.
Трамп пообещал сократить федеральные субсидии местным органам власти, которые не будут сотрудничать с федеральными иммиграционными властями.
Но что, если все пройдет хорошо?
Тем не менее, все может пройти так как задумывал Трамп.Реформа Налогового кодекса может принести триллионы новых поступлений. Законодатели Республиканской партии могут объединиться, чтобы принести себе и президенту необходимую победу. Республиканцы полагают, что демократы, несмотря на жалобы, сядут за стол переговоров, когда всерьез начнется процесс.
А некоторые верят, что энтузиазм Трампа может стать тем самым стимулом, который позволит добиться успеха.