В последнее время много внимания уделяется динамике доходов россиян. А точнее – уменьшению доходов населения «в течение пяти лет». Констатация факта в СМИ часто сопровождается рассуждениями о недостатках госполитики, желанием прикрыть их вызывающей сомнения статистикой и т.п. Однако ситуация не столь проста. У проблемы есть два аспекта: методологический – оценка изменений в методологии – и «реальный» – оценка самого положения дел, констатирует Кирилл Кононов, старший аналитик Центра экономического прогнозирования "Газпромбанка".
Росстат действительно реализует большую программу модернизации статистики населения. С этого года будет учитываться примерно вдвое больше источников информации о его доходах, а существующие источники будут уточняться. Некоторые из этих улучшений стоило бы ввести уже очень давно. Например, с советского времени покупка и продажа валюты учитывались в качестве расходов и доходов населения, соответственно. Это вело к тому, что многократная покупка-продажа валюты вели к завышению доходов и расходов. Это будет исправлено. Помимо этого, точнее будет учитываться покупка жилья. Вводится множество улучшений учета трансграничных операций: от уже упомянутой торговли валютой до улучшения учета покупок в интернет-магазинах.
В целом, эти методологические изменения можно только приветствовать. И хотя изменение методологии приведёт к пересчёту исторических данных, это совершенно нормальный процесс. Те же США периодически пересчитывают исторические данные на десятилетия в прошлое, обнаруживая в процессе десятки и сотни миллиардов долларов дополнительных доходов или расходов.
И хотя ни один закон физики не запретит Росстату искажать данные о доходах, пользуясь методологическими изменениями, ничто не запрещало делать это и раньше. Если принимать «злонамеренность» действий Росстата в качестве аксиомы для последующих рассуждений, ситуация со статистикой принципиально не изменилась. Наконец, протестовать против улучшения методологии и бесполезно, и контрпродуктивно. Бесполезно потому, что нормальное государство стремится контролировать происходящее на его территории. А для этого ему надо понимать, что вообще происходит. Контрпродуктивно потому, что частный сектор строит своё видение мира на основе той же самой статистики и заинтересован в её уточнении.
Оценка текущего положения дел от методологических изменений также принципиально не меняется. Несмотря на заявления некоторых СМИ, реальные доходы населения, согласно данным Росстата, перестали падать уже в 2018 году. Чтобы объяснить разницу в точках зрения, надо объяснить, как рассчитываются «реальные располагаемые доходы населения».
Во-первых, есть номинальные валовые доходы населения: просто сумма всех доходов, заработанных россиянами в течение года. Они в 2018 году составляли около 57 трлн руб. В 2013 – 44,7 трлн руб. Они, очевидно, росли. Эти валовые доходы корректируются на изменение цен, чтобы понять, насколько изменилась реальная покупательная способность доходов – условно, «в мешках картошки». Реальные доходы населения сейчас заметно ниже, чем в 2013 – девальвация и кризис не прошли бесследно. Но, по данным Росстата, доходы в 2018 году уже росли. Несильно, примерно на 1%, но росли. Изменение методологии, судя по всему, на эту оценку повлияет несущественно.
И, наконец, есть располагаемые доходы населения. Экономисты справедливо рассуждают, что не все доходы созданы равными, а население не может свободно распоряжаться всеми имеющимися у него деньгами. Надо платить налоги, есть постоянная коммуналка, платежи по страховке, кредиты и т.п. Если вычесть из доходов эти «обязательные» расходы, получаются располагаемые доходы. «Обязательные» – в кавычках, поскольку часть этих расходов люди приняли на себя добровольно. Те же платежи по кредитам являются результатом того, что когда-то в прошлом люди решили потратить больше, чем заработали. И доля таких расходов достаточно велика. В частности, в 2011 году на выплату процентов по кредитам приходилось 2% доходов, в 2015 – 4%. Сейчас эта доля немножко меньше (ставки по кредитам падают уже несколько лет), но она всё равно достаточно велика. Кроме того, в 2018 году Минфин добился повышения собираемости НДФЛ, что, очевидно, привело к тому, что денег на руках у населения осталось меньше, чем могло было бы. Повышение налоговой и кредитной нагрузки привело к тому, что весь рост доходов населения ушел бизнесу и государству. Если кому-то это не нравится, стоит перенять опыт многих стран и обсуждать снижение налогов.
Как ни измеряй реальные доходы, они несколько меньше, чем 5 лет назад. А рост доходов в 2011-2013 годах, хоть и внушительно смотрится на краткосрочном графике, в долгосрочной перспективе не слишком впечатляет. Фактически, в последние 8-10 лет экономика находилась примерно на одном и том же уровне. В 2000-е годы экономика России быстро росла, воспроизводя себя после распада СССР. Затем, когда был достигнут примерно советский уровень (с учетом общемирового роста экономики примерно на 1,5% в год из-за повышения производительности, развития технологий и т.п.), рост экономики замедлился до общемирового тренда. И до тех пор, пока не удастся вновь увеличить долгосрочный рост экономики, колебания доходов населения будут краткосрочными и, в целом, случайными.