Назначения в новом правительстве демонстрируют снижение важности на федеральном уровне промышленной политики и усиление роли бюджетной политики, считает руководитель Центра макроэкономического анализа "Альфа - Банка" Наталья Орлова.
Состав нового правительства задает несколько тенденций работы кабинета в условиях нового президентского срока. Во-первых, усиливается акцент правительства на бюджетной стабильности. Министр финансов Антон Силуанов теперь занимает пост первого заместителя премьер-министра, при этом сохранив свою нынешнюю должность; Татьяна Голикова, бывший заместитель министра финансов в 1999-2007 гг. и глава Счетной палаты в 2013-2018 гг., назначена на должность вице-премьера по социальным вопросам, в частности по образованию и здравоохранению.
Эти два назначения усиливают вероятность проведения пенсионной реформы и работают в пользу роста предсказуемости бюджетной политики. Во-вторых, то, что Игорь Шувалов (бывший первый заместитель премьер-министра) и Аркадий Дворкович (бывший заместитель премьер-министра по промышленности) не вошли в состав нового кабинета, указывает на снижение важности промышленной политики на федеральном уровне; можно сказать, что и это играет в пользу усиления роли бюджетной политики.
Для российских финансовых рынков главной интригой последних недель было возможное возвращение во власть Алексея Кудрина, с назначением которого связывались ожидания нового раунда реформ. Однако принятый им пост руководителя Счетной палаты в глазах инвесторов, к сожалению, выглядит разочаровывающим событием: эта позиция имеет достаточно ограниченный круг полномочий и минимизирует возможности по участию в реализации тех экономических предложений, которые были разработаны ранее ЦСР. С другой стороны, сложившаяся в последние годы практика выработки экономической политики говорит о том, что центр принятия стратегических экономических решений прочно переместился на уровень президента. С этой точки зрения возможности Алексея Кудрина участвовать в формировании повестки реформ в большей степени определяются сложившимися в прошлые годы его отношениями с президентом, а не текущей официальной должностью.
Помимо очевидной необходимости поддерживать стабильность бюджета, повестка действий правительства будет определяться и так называемыми "новыми" майскими указами. Предыдущие указы ставили крупные задачи, такие как повышение позиции России в рейтинге Doing Business, повышение показателя инвестиций к ВВП, рост оплаты труда в госсекторах. Новые указы содержат множество точечных целей, например демографических (увеличение продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г.), а также целей по жилищному строительству (ипотечные ставки ниже 8%, строительство жилья на уровне не менее 120 млн кв. м в год). На макроуровне президентские указы скорее подтверждают проводимую политику, например политику инфляционного таргетирования (цель сохранить инфляцию на уровне не выше 4,0%) и диверсификации экономики (ненефтяной экспорт должен составить $250 млрд в год), но эти задачи уже были частью российской экономической политики в предыдущие годы и не являются новыми.
Сильная социальная направленность подписанных указов, безусловно, является залогом экономической стабильности, но, с другой стороны, социальная стабильность – это всего лишь необходимое, но недостаточное условие экономического роста. По-прежнему неясно, как объявленные указы позволят ускорить экономический рост до значений, опережающих среднемировые темпы роста, чтобы вывести Россию в пятерку крупнейших экономик мира к 2024 г. Экономический рост 2017 г. составил всего 1,5%, а в I квартале этого года темпы роста замедлились до 1,3%, поэтому вопрос о том, как из состояния низких темпов роста достичь амбициозной цели по ускорению производительности труда на 5%, остается открытым.