Украина проделала большой путь к экономическому восстановлению Но в этом пути помогал МВФ, поддержки которого Киев может лишиться Проблемы Украины сейчас связаны не только с экономикой
Украина в последнее время добилась значительного прогресса в сокращении своего бюджетного дефицита и госдолга, если судить по официальной статистике, позиционируя экономику как способную к значительному росту. Но, как часто бывает в постсоветских государствах, "старая школа" может быстро свести на нет возможное процветание.
Украинская столица показывает все признаки надежды и анархии. Страна пережила впечатляющий экономический переворот, однако коррупция по-прежнему распространена. Администрация президента Петра Порошенко стабилизировала государственные финансы, но не смогла обуздать клиентелизм.
Сейчас вопрос заключается в том, смогут ли какие-либо судебные и правовые реформы, которые принимает президент Украины Петр Порошенко, создать условия для сильного, устойчивого экономического роста.
После заключения кредитного соглашения с правительством в марте 2015 года МВФ провел 4 существенные выплаты. Но недавно первый заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон предупредил, что остается риск того, что Украина «отступит назад».
Проблемы Украины не являются макроэкономическими. По данным МВФ, государственные расходы Украины в 2014 году составили 53% ВВП, но к 2016 году они упали до 40% ВВП. И всего за один год, с 2014 года по 2015 год, Украина сократила свой бюджетный дефицит с 10% ВВП до 2%. В настоящее время Украина на пути к поддержанию дефицита около 3% ВВП в ближайшие годы.
Более того, благодаря улучшениям в налоговой системе государственные доходы выросли на 30% в годовом исчислении в первой половине 2017 года, опередив рост расходов. В результате правительство получило сбалансированный бюджет в период с января по июнь.
В апреле МВФ прогнозировал, что госдолг Украины в конце 2017 года составит 91% ВВП, но правительство уже снизило долг до 81% ВВП. Этот прогресс, скорее всего, продолжится по мере роста и укрепления украинской валюты, гривны.
Сегодня Украина обязана большей частью своей экономической мощи Валерии Гонтаревой, бывшему председателю центробанка, которая провела зачистку банковского сектора за последние три года. По словам Гонтаревой, Национальный банк Украины закрыл половину из 180 банков страны, в большинстве из которых были отмечены коррумпированные - если не откровенно уголовные - операции. И теперь, когда реструктуризация почти завершена, кредитование будет отменено.
Валерия Гонтарева
Как правило, когда внутренняя финансовая система страны в порядке, ее внешние финансы также улучшаются. Валютные резервы Украины вызывают серьезную озабоченность с 2014 года; но сегодня они достигают обнадеживающих $18 млрд, что равно примерно 3,5 месяцам текущего объема импорта.Обнадеживает, что в этом году гривна укрепилась на 6% по отношению к доллару. Это привело к росту ВВП и сокращению госдолга, который преимущественно хранится в международных валютах.
В то же время Украина переживает относительно быструю «дедолларизацию», так что банковские депозиты в гривне растут быстрее, чем в иностранной валюте.
У Украины есть три основных компонента для сильного здорового роста. В первой половине 2017 года вступила в силу Всеобъемлющая зона свободной торговли Евросоюза и Украины, а экспорт Украины увеличился на 25%, что намного опережает рост импорта. Более того, в Украине отмечен сильный рост инвестиций и потребления. В первой половине этого года показатели в сфере строительства выросли на 24%, а розничные продажи выросли на 8%.
Но если МВФ прогнозировал рост ВВП на 2,9% на 2017 год - и ежегодный рост на 4% к 2020 году - рост в годовом исчислении в первой половине этого года составил всего 2,5%. Есть несколько причин, по которым новоиспеченная финансовая стабильность Украины еще не привела к более сильному взлету роста.Во-первых, борьба на востоке Украины негативно повлияла на сельскохозяйственный сектор, ведущий источник роста за последнее десятилетие. Но, что более важно, «оптимистичный настрой» Украины может быть подавлен, потому что ее предприниматели не видят смысла конкурировать с олигархами, которые способны выстроить экономическую систему в свою пользу.
За последние три года правительство начало (не без помощи МВФ) систематически бороться с коррупцией, в том числе путем объединения цен на энергоносители и внедрения прозрачной системы электронных закупок при большинстве государственных закупок. Кроме того, более 100 тыс. чиновников публично раскрывали данные о своих доходах и активах, демонстрируя прозрачность, уровень которой соперничает со прозрачностью, отмечаемой в скандинавских странах.
Но неспособность правительства отстаивать верховенство закона остается серьезной проблемой. Ранее отечественные предприятия и иностранные инвесторы опасались, что налоговые органы злоупотребляют своей властью. Но в марте Национальное антикоррупционное бюро Украины арестовало главу Госфискальной службы Украины Романа Насирова. Теперь главной причиной для беспокойства является Генпрокуратура и службы безопасности. Оба находятся под контролем президента и расцениваются как государственные учреждения, занимающие достаточно хищническую позицию.
Есть надежда, что судебные реформы, проводимые в настоящее время, обеспечат контроль за исполнительной властью, обеспечат права собственности и тем самым будут стимулировать рост. Но уже ясно, что потребуется больше усилий.В июле Порошенко лишил гражданства Михаила Саакашвили, бывшего президента Грузии, которого Порошенко пригласил на Украину и назначил губернатором Одессы в 2015 году.
Решение Порошенко, принятое без надлежащего судебного разбирательства, сомнительно чисто с юридической токи зрения, а Саакашвили, не пожелавший смириться с таким положением дел, использовал это лишение гражданства для активизации украинского гражданского общества. В этом месяце он и лидер украинской оппозиции Юлия Тимошенко попали на территорию Украины из Польши, не пройдя паспортный контроль. И сейчас Саакашвили получил платформу, на которой может критиковать систему правосудия в Украине и пренебрежительное отношение Порошенко к верховенству закона.
Требование МВФ о том, чтобы украинское правительство создало независимый антикоррупционный суд для расследования, судебного преследования и наказания недобросовестных государственных чиновников, остается невыполненным. Но если Украина продолжит путь на восстановление, ей придется продемонстрировать, что никто, даже президент, не может стать выше закона. Сейчас это выглядит весьма сомнительной перспективой.
Кроме того, все восстановление, в основном, подпитывается внешним финансированием, но, как "Вести Экономика" писали ранее, быстрое восстановление экономики тоже может быть проблемой. Украина вложила $3,6 млрд в варранты, чтобы поддержать реструктуризацию 2015 г., что вынудило инвесторов списать 20% первоначальной стоимости своих активов. Но Киев допустил одно решающее упущение: в отличие от других эмитентов варрантов он не ограничил будущие выплаты и сам взял на себя ответственность за большие ежегодные выплаты после 2025 г., пишет Reuters.
Варранты не предусматривают регулярных выплат процентов. Но они активизируются, как только номинальный ВВП Украины превысит $125,4 млрд, а годовой рост достигнет 3%. Расчет выплат производится по сложной формуле, но, по большому счету, держатели этих инструментов имеют право на сумму, равную 15%, превышающую этот порог роста и скорректированную с учетом инфляции.
Если экономика вырастет на 4% и более, держатели варрантов смогут взять не менее 40% национального благосостояния, созданного выше этого порога.
Годовые процентные выплаты не могут превышать 1% ВВП до 2025 г., но затем, до истечения 2040 г., нет верхнего предела.
Для правительства в будущем это может означать более высокую ответственность, зависящую от условий, отметил Каан Назли, старший экономист по долгам развивающихся стран в Neuberger Berman.
В 2015 г. Украина была в глубокой рецессии, а рост в 3-4% казался отдаленной перспективой. Даже сейчас невозможно предсказать, какими будут будущие выплаты.
Чтобы проиллюстрировать, с чем может столкнуться Украина, Назли рассчитывает выплату в размере $120 млн в 2021 г. в сценарии, где рост в 2019 г. составляет 3,5%. Но при росте в 6% выплаты составят $1,6 млрд.
Без лимита выплат, который действует между 2021 и 2025 гг., выплаты могут составить $2 млрд, заявил он, прогнозируя, что Украина вместо этого выкупит варранты "для снижения бремени для будущих поколений".
Сейчас Украина тратит большие средства на обслуживание внешнего долга, но внешний долг только растет. На обслуживание кредитов в этом году уйдет 111,3 млрд гривен, а на погашение части долга - 129,6 млрд гривен (около $5 млрд). Через два года Украине придется выплатить $11 млрд.
Госдолг Украины увеличился в августе на 1,39% до $76,06 млрд с $75,01 млрд в июле. В том числе внешний долг страны увеличился до $37,44 млрд, внутренний долг - до $26,6 млрд.
Это означает, что на каждого гражданина Украины приходится $1760 госдолга. Размер долга достиг 80% от размера ВВП страны, а на обслуживание ежегодно тратится 4% ВВП. От финансирования пока никто не собирается отказываться, Киев активно просит деньги и у других кредиторов. ЕС, к примеру, может выделить 600 млн евро в начале 2018 г.
Выплаты по действующим варрантам в сочетании с платежами по госдолгу могут оказаться непосильной нагрузкой на экономику, а это будет означать замкнутый круг, так как для того, чтобы расплатиться с этими долгами, Украине предстоит еще активнее привлекать внешнее финансирование. Но для этого придется справиться с проблемой, у которой пока нет решения.