Нацбанк Украины с октября в третий раз повысил учетную ставку на 1,5 п. п. с 14,5% до 16%. Регулятор ждет кредитов МВФ и надеется на уменьшение темпов роста цен.
Ситуация на Украине ухудшается с конца лета 2017 г., и в сентябре годовая инфляция ускорилась до 16,4%. Это вынудило Нацбанк впервые прервать снижение ставки, которое началось в августе 2015 г., и 27 октября Нацбанк повысил ставку сразу с 12,5% до 13,5% годовых с 27 октября 2017 г.
"Может усилиться уязвимость экономики Украины из-за задержки с поступлением финансирования по программе сотрудничества с МВФ", - отмечалось в октябрьском заявлении Нацбанка.
С тех пор финансирование не возобновил ни один из доноров – ни ЕС, ни МВФ, ни Всемирный банк. Нет и гарантий США.
Это привело к росту цен и ослаблению гривны, что вынудило Нацбанк еще раз повысить ставку на 1,5 п. п. Регулятор прогнозирует, что в 2018 г. инфляция будет оставаться высокой: 8,9% - общая и 8,2% - базовая.
Нацбанк:
"В 2017 г. потребительская инфляция выросла до 13,7% и, таким образом, превысила цель Национального банка в 8%, установленную "Основными принципами денежно-кредитной политики на 2017 г. и среднесрочную перспективу".В конце года усилились колебания обменного курса гривны, и существенно смягчилась фискальная политика, в том числе из-за резкого повышения пенсионных выплат и неравномерных расходов бюджета.
Соответственно усилилось и фундаментальное инфляционное давление, о чем свидетельствует ускорение базовой инфляции до 9,5% в декабре и высокие инфляционные ожидания. В результате отклонения инфляции от цели было более значительным, чем ожидал Национальный банк в октябре 2017 г.".
Экономический рост ускорится до 3,4% в 2018 г.
Ключевым фактором реализации макроэкономического прогноза остается дальнейшее сотрудничество с Международным валютным фондом. Это позволит сохранить доступ к официальному финансированию и от других организаций, а также к международным рынкам капитала на прогнозном горизонте.
В текущем году Национальный банк ожидает поступления около $2 млрд от МВФ, а также получения правительством кредитов от ЕС и Всемирного банка. Это позволит увеличить международные резервы с $18,8 млрд до $20,5 млрд (или 3,7 месяца импорта будущего периода) на конец 2018 г. Однако в 2019 и 2020 гг. через пиковые выплаты по внешнему государственному долгу ожидается формирование дефицита сводного платежного баланса и сокращения международных резервов.
В марте 2015 г. МВФ утвердил четырехлетнюю кредитную программу на $17,5 млрд для Украины. В рамках новой программы Украина получила четыре кредитных транша на $8,38 млрд, последний транш перечислен 5 апреля 2017 г. ($1 млрд). МВФ подтвердил тогда, что до конца 2017 г. Киев может получить транши еще на $4,4 млрд, но только в том случае, если Украина неукоснительно выполнит условия программы.
В июле 2017 г. премьер-министр Украины Владимир Гройсман признал, что МВФ вынужден отложить на более поздний срок выделение Украине очередного кредита на $1,9 млрд. Причина заключалась в том, что Верховная рада Украины не успевала принять необходимые законодательные акты, сообщали ранее "Вести. Экономика".
В декабре 2017 г. НБУ отчитался о полной выплате МВФ по долгу за 2017 г. - $1,3 млрд. Таким образом, в 2017 г. размер выплат Киева в адрес МВФ превысил размер полученных кредитов фонда.
История вопроса
НБУ в августе 2015 г. впервые начал посткризисное снижение ставки. Так, правление Национального банка Украины приняло решение о снижении с 28 августа 2015 г. учетной ставки с 30% до 27%.Регулятор начал повышать учетную ставку 14 апреля 2014 г. с 6,5% до 9,5% для прекращения обвала курса гривны, начавшегося после силового переворота и прихода в декабре 2013 г. к власти Петра Порошенко и Арсения Яценюка. 17 июля 2014 г. ставка была повышена до 12,5%, 13 ноября – до 14%, 6 февраля 2015 г. – до 19,5%, 4 марта - до 30%.
Предыдущей максимальной величины ставка НБУ достигала в 2008 г. - 12%. Значений 30% и выше (до 252%) ставка достигала в 1992-2000 гг.
Ставка Нацбанка Украины при президенте Викторе Януковиче снижалась в 2012-2013 гг. с 7,75% до 6,5%.