На прошлой неделе министр финансов Украина Александр Данилюк, вернувшись из США после переговоров с МВФ, не стал озвучивать плохие новости, а вместо этого придумал хорошие.
В частности, он заявил, что в переговорах с МВФ по поводу реструктуризации старых долгов достигнут прогресс: цены на газ расти не будут, а новый транш от фонда в размере $1,8 млрд страна получит до конца этого года.
Но заместитель главы МВФ Дэвид Липтон заявил, что по газу уступок не будет, формула роста цены остается в силе. Кроме того, фонд не будет пересматривать условия по старым кредитам, а тема нового транша вообще не поднималась в ходе беседы с Данилюком. Также он отметил, что не понимает, зачем Данилюк обманывает украинцев.
Между тем, в этом году Украина должна погасить различные обязательства на $2,7 млрд, в том числе перед МВФ и держателями еврооблигаций. МВФ, судя по всему, имеет серьезные опасения по поводу того, что не получит свои деньги обратно, поэтому не будет платить Киеву, по крайней мере до того момента, как украинские власти не сделают необходимые платежи.
Но без транша МВФ у Киева просто нет необходимых средств, и взять их неоткуда.
В 2015 г. Украина реструктурировала еврооблигации на сумму $15 млрд с помощью МВФ. В 2014-2016 гг. Украина разместила еврооблигации, гарантированные правительством США, на общую сумму $3 млрд.
Недавно были размещен еще один выпуск на $3 млрд.
Страна уже получила четыре транша МВФ на сумму $17,5 млрд в рамках расширенного финансирования.
Липтон предупредил в недавнем интервью, что, несмотря на экономическую стабилизацию, Украина может вернуться на те позиции, на которых она была три года назад. Он пояснил, что МВФ больше не станет выдавать кредиты, если Украина не одобрит пенсионные и земельные реформы, а также не возобновит приватизацию.
Еще одна важная проблема - неспособность Киева создать специальный антикоррупционный суд. Вопрос о повсеместной коррупции остается актуальным, несмотря на работу Национального бюро по борьбе с коррупцией.
Более того, Киев сам загоняет себя в яму проблем. Украина пытается добиться от своих кредиторов более выгодных условий, так как стремится укрепить бюджет. Киев также планирует привлечь Всемирный банк для получения $1 млрд.
Хотя кредиты МВФ и ВБ значительно дешевле займов на рынке, успешное размещение еврооблигаций дает видимость благополучия, снижая давление на Киев и усиливая позицию на переговорах с тем же МВФ.
Но пока денег особо не прибавляется, и в следующем году Минфин Украины намерен привлечь на внутреннем и внешнем рынках $8 млрд, хотя без транша МВФ все равно остается условный дефицит в виде выпадающих кредитов в размере почти $2 млрд. И заменить эти деньги будет нечем.
Проблема усугубляется тем, что отрицательное сальдо торгового баланса Украины за первое полугодие составило около $3,5 млрд, свидетельствуют данные Госстата Украины. К концу года дефицит торгового баланса ожидается на уровне $7 млрд, а его также необходимо будет финансировать.
Между тем, чистые валютные резервы Национального банка Украины составляют всего $5 млрд.
Получается, что $3-5 млрд в лучшем случае необходимо будет закрывать чем-то еще, и эти $3 млрд – как раз деньги МВФ и ВБ.
Инфографика
План Украины по внешним займам на 2018-19 гг.
Понятно, что тратить полностью резервы НБУ никто не будет, так как это будет равносильно экономическому самоубийству.Помочь может девальвация гривны, хотя для выравнивания ситуации может потребоваться падение на 30% и более. Вполне вероятно, что следующий стабильный курс будет уже в районе 33-34 гривен за доллар.
Ситуация будет оставаться сложной еще долго. Без кредитной иглы Киев не сможет платить по обязательствам: в 2018 г. необходимо погасить $4,1 млрд, в 2019 г. – $6,1 млрд, в 2020 г. – $7,5 млрд.
Примечательно, что именно большую кредитную зависимость МВФ может использоваться, для того чтобы диктовать свои условия. Без поддержки МВФ вряд ли удастся договориться с кредитами, а без этого процесса Украина просто вынуждена будет объявить дефолт.
Но даже если МВФ продолжит давать деньги, хотя и это действие каждый раз максимально затягивается, совсем не ясно, где Киев должен взять остальные средства. Налоговые поступления увеличиваются только за счет роста нагрузки на население и бизнес.
Инфографика
График выплат Украины по кредитам
Поэтому Киев решился даже на большее, чем требует МВФ, особенно в рамках пенсионной реформы. Так, например, сейчас планируется увеличить трудовой страж до 35 лет, но не увеличивать пенсионный возраст. До достижения минимального стажа пособие составит всего треть от минимальной пенсии. МВФ хотел повысить возраст выхода на пенсию всего на 2-3 года.Примечательно, что сейчас треть от минимальной пенсии – около 300 гривен. И выжить на эту сумму невозможно. Фактически у украинцев не будет иного выхода, как работать дальше, не выходя на пенсию. При этом пенсионные отчисления осуществляются полностью.
Судя по всему, при простом повышении пенсионного возраста закрыть дыру в украинском пенсионном фонде не получилось бы. Отдельно стоит вопрос о реформе здравоохранения, где планируется фактически сделать медицину платной с одновременным повышением цен.
В результате убыточная пенсионная система и система здравоохранения станут прибыльными, а вопрос с долгами и бюджетом будет решен.