Москва, 15 марта. Власти не могут позволить себе сохранить на текущем уровне ставки страховых взносов, и альтернативой налоговому маневру, предложенному Минфином, является повышение этих ставок, заявил замминистра финансов Владимир Колычев.
Минфин всерьез обеспокоен увеличением "теневого" сектора российской экономики в последние годы. "Доля формальной занятости в структуре занятости внебюджетного сектора, которую мы наблюдали последние семь-восемь лет, снижалась примерно на 0,7% в год. Если мы предположим, что она так и будет дальше снижаться, это приведет к довольно существенным выпадающим доходам для бюджетной системы", - отметил Колычев, сообщает ТАСС.
Причиной этого являются высокие ставки страховых взносов, которые составляют 30% от фонда отплаты труда и делают неконкурентоспособным законный бизнес. При этом система социального обеспечения остается разбалансированной. Это вынуждает власти принимать решения о повышении ставок, что провоцирует бизнес на использование "серых" зарплатных схем. "Основная наша цель - выйти из этого порочного круга", - пояснил Колычев.
В конце 2016 г. власти уже принимали решение увеличить взносы в ФОМС, что привело бы к увеличению общего взноса с 2019 г. до 30,8%, однако позже отказались от этого решения.
"Мы не находимся в равновесном положении. Нам просто для того, чтобы остаться на текущем уровне, надо какие-то меры предпринимать", - заявил замминистра. В качестве такой меры Минфин предложил снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на НДС, установив обе ставки на уровне 22%. Такой уровень ставок представляет собой "баланс между нейтральностью для бюджетного сектора и соотношением положительных и негативных последствий для частного сектора", считает Минфин.
"Это означает, что бюджет никаких дополнительных доходов не получает. Соответственно, нагрузка в целом на частный сектор дополнительно не меняется. Меняется только ее структура. Важный момент - выигрывает формальный сектор практически по всем отраслям. Единственные сектора, которые, по нашим расчетам, проигрывают, - это строительство. И это негативное последствие как раз связано с тем, что там довольно высокая доля неформальных платежей заработных плат", - пояснил замминистра.
Главной целью налогового маневра является прекращение ухода бизнеса в "тень" и создание равных конкурентных условий для компаний, которые платят налоги и тех, кто этого не делает. "Приведет ли он (налоговый маневр - ред.) к тому, чтобы обелялась экономика дальше? Мы считаем, что создаются условия, которые этому будет способствовать. Но в бюджетных проектировках мы на это не закладываемся", - заявил замминистра.
По оценке Минфина, общий объем доходов населения в неформальном секторе экономики составил в 2016 г. около 6 трлн руб., и примерно еще столько же российские работники получили в прошлом году через "серые" зарплатные схемы без уплаты налогов и страховых взносов.
Между тем выпадающие доходы Пенсионного фонда России (ПФР) при внедрении предложений Минфина составят чуть менее 1,4 трлн руб. в год, а дополнительные доходы бюджета - 1,2 трлн руб., заметил Колычев.
Голикова оценила 50% теневой экономики в 40 млрд руб Голикова: налоговый маневр 21/21 несет риски Маневр окажется нейтральным для бюджетной системы в целом. "Нейтральность для бюджетной системы считается не только за счет доходов, но и расходов. Довольно большая часть фонда оплаты труда сейчас приходится на бюджетный сектор.
Соответственно, будет некая экономия за счет снижения страховых взносов", - пояснил Колычев. Глава Минфина Антон Силуанов озвучил сумму этой экономии - 300 млрд руб.
Размер страховых взносов составляет 30% от зарплаты работника: работодатель платит в ПФР 22%, на обязательное медицинское страхование в ФОМС - 5,1%, на социальное страхование в ФСС - 2,9%. Вместо этого Минфин предлагает ввести единый сбор в размере 22%, из которого ФОМС и ФСС получат тот же объем средств, который они получили бы при действующих ставках страховых взносов, подчеркнул Колычев.
Выпадающие доходы возникнут только у ПФР, и Минфин обещает полностью возместить их за счет увеличения трансферта из бюджета, через который и сейчас покрывается дефицит ПФР. При этом Минфин не планирует никаких изменений в самой структуре социального и пенсионного обеспечения. "Маневр отстроен полностью на текущей системе", - заключил замминистра.