Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил о необходимости повышения темпов роста производительности труда в России до 4%.
Министр отметил, что более высокий рост производительности труда необходим для достижения темпов роста экономики России выше среднемировых показателей. Об этом Максим Орешкин заявил журналистам в рамках брифинга по итогам прошедшего в среду заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Глава МЭР назвал конкретные меры, которые будут приняты, для того чтобы добиться повышения производительности труда в российской экономике:
М. Орешкин: Сегодня на президиуме Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был рассмотрен проект по производительности труда. На самом деле очень важная тема. В условиях демографических ограничений, которые у нас есть, основной источник экономического роста – это рост производительности труда. Этот тот источник, который может позволить более быстрыми темпами расти и зарплатам, что очень важно, потому что современная экономика – это экономика, связанная с человеком, с развитием его талантов, и более высокий уровень заработной платы – то, что позволит удерживать больше талантов в нашей стране. И понятно, что для сбалансированного экономического развития здесь очень важно повышение производительности труда.
Проект был одобрен, он предполагает движение по двум направлениям. Есть некоторые системные вещи, это и изменения точечные в законодательстве, которые будут снимать ограничения по росту производительности труда, а также создание Федерального центра компетенций на базе Внешэкономбанка, который станет некой общей базой знаний, базой опыта, будет собирать позитивные примеры со всей страны (в первую очередь пилотных регионов, которые попадают в эту программу), для того чтобы эта информация активно распространялась в целом по стране.
И второе направление, можно сказать, от частного к общему, – это региональные программы, программы конкретных предприятий. Были выбраны 6 пилотных регионов, которые начнут работу уже в этом году, в следующем году к ним прибавится ещё 10 регионов. В каждом регионе будут созданы свои региональные программы повышения производительности, которые будут опираться именно на те предприятия, которые примут участие в программе. Здесь предприятия будут получать займы по льготным ставкам на разработку как раз таких программ повышения производительности труда.
Что очень важно, в этой программе также большое внимание уделено проблемам тех людей, которые могут быть высвобождены в результате изменений, происходящих на предприятиях. Задача – создать условия, чтобы эти люди не остались без работы, чтобы они не потеряли в уровне заработной платы. Именно на такие целевые показатели и ориентируется эта программа – это доля тех людей, которые будут трудоустроены на других предприятиях, у которых будет повышаться квалификация без потери заработной платы. Ещё раз повторю, очень важно, чтобы этот процесс был общим, чтобы те люди, которые высвобождаются с того или иного предприятия, имели возможность найти новое рабочее место, повысить свою квалификацию, внести свой вклад в рост производительности труда.
В целом отметили, что тренд на повышение производительности труда должен войти в культуру на предприятиях, культуру менеджмента, культуру работников, чтобы вопросы повышения качества работы, повышения эффективности работы, снижения издержек стали первоочередными. Это ключевой момент с точки зрения экономического роста.
Вопрос: Какой у Вас прогноз по темпам роста производительности труда в этом году? На какой темп роста хотелось бы выйти, какая цель стоит?
М. Орешкин: В I–II кварталах этого года у нас рост ВВП на 2,5% при одновременном снижении численности занятых в российской экономике, при одновременном снижении уровня безработицы. Поэтому темп экономического роста, темп роста производительности труда здесь превышает 3%, он должен сохраняться на таких уровнях, даже приближаться к отметке 4%, для того чтобы выйти на темпы экономического роста выше среднемировых.
Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрил паспорт проекта по повышению производительности труда. Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе заседания обозначил ряд причин низкой производительности труда в России и заявил о том, что в дальнейшем будут предприняты определенные меры по увеличению данного показателя.
"Мы только что прогноз рассматривали с коллегами на совещании, и там тоже тема производительности труда звучала – вообще, насколько устойчива и конкурентоспособна и экономика в целом, и компании, в частности. К сожалению, наша страна сильно уступает по этому показателю развитым государствам. По данным Организации экономического сотрудничества, в 2015 г. производительность труда в нашей стране (это ВВП на час отработанного времени) была в два раза ниже, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития. Парадокс в том, что при этом наши граждане работают не меньше, а даже больше, в среднем это получается около 2 тысяч часов против 1750 приблизительно часов в странах ОЭСР. То есть мы вкладываем много сил, времени, а на выходе результаты весьма средние. Почему так происходит?
Во-первых, из-за недостаточной конкуренции в экономике, а значит недостаточного количества стимулов к наращиванию производительности труда.
Во-вторых, из-за технологического отставания, которое у нас накопилось в целом ряде отраслей.
В-третьих, из-за того, что руководители компаний, да иногда и руководители регионов, и федеральных органов власти не обладают всеми нужными знаниями для работы в условиях современной экономики, современных технологий, включая цифровые технологии. Картина мира меняется каждый день, мы это понимаем. Чтобы ей соответствовать, требуется постоянная учеба, самосовершенствование. И диплома просто очень хорошего вуза уже совершенно недостаточно.
Среди других факторов, которые тормозят производительность, – нехватка инвестиций, несовершенство законодательства (это тоже, конечно, есть) и множество административных барьеров. Для решения этих проблем был разработан этот проект по производительности труда.
Какие шаги предлагается сделать? Во-первых, на федеральном уровне идет речь о формировании пакетов специальных мер для работающих людей и компаний. Речь идет и о налоговом стимулировании, и об оптимизации кадрового делопроизводства. Отдельно речь идет о поддержке самозанятых граждан и трудовой мобильности за счет применения повышающего коэффициента при учете расходов на подъемные, на обучение, на переобучение работников.
По итогам 2017–2018 гг. мы посмотрим, как можно улучшить и трудовое законодательство.
Второе, о чем идет речь: будут разрабатываться региональные программы повышения производительности труда, поддержки занятости. Министерство на первом этапе отобрало 16 регионов, где на предприятиях заработают перечисленные меры государственной поддержки. Компании, конечно, тоже должны приложить усилия для оптимизации своего производства и бизнес-процессов, построить эффективную систему труда, мотивации сотрудников, не допускать травм на производстве.
Понятно, что модернизация предприятий приведет и к высвобождению части работников. Службы занятости, местные власти должны быть готовы к такому развитию событий, вовремя организовывать курсы переквалификации, активно помогать в поиске работы.
Третье: менеджмент компаний и регионов, где выполняются программы повышения производительности труда, должен будет и сам пройти необходимое обучение, освоить навыки работы в цифровой экономике, современные управленческие практики. Придется использовать различные обучающие форматы, дистанционное образование. В качестве преподавателей будем приглашать и успешных предпринимателей, и государственных служащих, преподавателей российских и зарубежных.
Наконец, в-четвертых, предлагается создать центр компетенций в сфере производительности труда на базе "Внешэкономбанка", который будет "единым окном" доступа компаний к имеющимся мерам государственной поддержки. При разработке этих мер учитывался опыт стран, для которых госполитика в области производительности труда стала приоритетом. Речь идет о Германии, Японии, Малайзии, некоторых других странах. Мы также руководствуемся опытом наших российских регионов, которым удалось добиться впечатляющих экономических успехов в этой сфере, – это, скажем, Татарстан, Калужская область, некоторые другие субъекты Федерации. Посмотрим на это тоже".