/p>
Илон Маск сегодня в центре внимания, в основном, за счет негативных событий, свалившихся на голову миллиардера - задержки поставок электрокаров, убытки Tesla, конфликты в публичном пространстве, а теперь еще и обвинения в мошенничестве с ценными бумагами. Власти добиваются запрета возможности для него занимать руководящие посты в публичных компаниях, которой, кстати, и является Tesla. Но Илон Маск также является главой нескольких непубличных компаний, одна из которых - SpaceX.
Чем гордится SpaceX?
Бизнес по выпуску электрокаров пока не ладится, но Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) отметилась в этом году прорывом - впервые запустила сверхтяжёлую ракету-носитель Falcon Heavy.
К самым заметным достижениям SpaceX также относятся космический корабль Dragon, успешно запущенный, выведенный на орбиту и возвращённый на землю; первый частный корабль, пристыкованный к МКС; первая в истории посадка первой ступени; первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 и сверхтяжёлой ракеты-носителя Falcon Heavy.
Теперь у SpaceX есть еще один проект - BFR, предполагающий разработку многоразовой ракеты-носителя (которая должна заменить к началу 2020-х годов существующие ракеты SpaceX) и космического аппарата, а также наземной инфраструктуры для запуска и повторного использования системы и «топливных депо» для дозаправки ракет на низкой околоземной орбите. BFR намного больше по массе и размеру, чем существующие ракеты SpaceX, и позволит вывести на орбиту более 100 тонн груза.
По словам Маска, BFR и космические аппараты для них заменят и «каннибализируют» существующие ракеты SpaceX — Falcon 9 и Falcon Heavy — и космические корабли Dragon, а также будут использованы для полётов к Луне и Марсу.
Взорвать Марс
Задачи и цели космических программ США определяются правительством и, в том числе, - президентом. Так получилось, что часто при смене главы государства менялись и ориентиры космических программ. Илон Маск желает отправить людей на Марс. Того же хочет и нынешний президент, а, значит, этого же хочет НАСА.
«Мы оживили нашу космическую программу, подняли её на очень высокий уровень за крайне короткий период времени. Никто не верил в то, что это возможно. НАСА возродилось, Марс ждёт нас! И вы это знаете», — заявлял Дональд Трамп в апреле 2018-го.
Илон Маск давно грезит Марсом и через десять лет рассчитывает иметь собственную обитаемую базу на Красной планете. По его словам, высока вероятность того, что в будущем на Земле произойдет катастрофа, после которой жить на планете будет невозможно, поэтому люди должны превратиться в "межпланетный вид", построить на Марсе самоподдерживающуюся колонию и поселиться там.
"Мы можем жить на Земле и никуда не двигаться, а можем стать межпланетной цивилизацией. Главная цель — создать на Марсе поселение, город. Именно тогда мы сможем стать межпланетным видом", — говорил Маск.
SpaceX объявила о планах начать колонизацию Марса еще в 2012 г. По идее Илона Маска, в первую экспедицию войдут 10-15 человек, которые направятся в космос с оборудованием для производства промышленного метана и кислорода. Стоит отметить, что в качестве одного из способов освоения Красной планеты Илон Маск допускает сброс термоядерной бомбы, дабы согреть планету. А потом уже можно начать колонизацию.
План колонизации подразумевает создание многоразовой транспортной системы, которая позволит доставить на Марс 100 человек за 80 дней, а затем бизнесмен планирует сократить этот срок до 30 дней.
Президенты и НАСА: между Луной и Марсом
Разумеется, Марс не был приоритетом всегда. НАСА было основано по указу 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра в 1958 году на основе Национального консультативного комитета по воздухоплаванию. После успешного освоения околоземного пространства и выхода человека в космос в 1961 году президент Кеннеди поставил задачу полета к Луне. Реализовав подготовительные программы «Джемини» и «Меркурий» и успешно выполнив программу «Аполлон», агентство приступило к решению задачи по созданию многоразовой транспортной системы. Успех программы шаттлов стал важным шагом к созданию Международной космической станции.
После катастрофы шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года программа пилотируемых полётов США была приостановлена. Решалась будущая судьба многоразовых кораблей серии «Спейс шаттл». Возникли сомнения в дальнейшей безопасной эксплуатации шаттлов. Не дожидаясь результатов расследования катастрофы «Колумбии», 14 января 2004 года тогдашний президент США Джордж Буш в своей речи «На Луну и дальше» поставил перед НАСА цель: возвращение на Луну, создание обитаемой базы на Луне и в дальнейшем пилотируемый полёт на Марс.
Перед НАСА была поставлена задача: в минимально необходимом объёме выполнить свои обязательства по строительству МКС, до 2015 года завершить работу с МКС, в 2010 году завершить эксплуатацию кораблей «Спейс шаттл», создать новую пилотируемую космическую систему, способную совершать полёты на Луну и в дальнейшем на Марс. В НАСА начали работу по программе «Созвездие». Чтобы начать эту работу НАСА пришлось урезать финансирование многих других программ.
Во время президентской кампании 2008 года будущий президент США Барак Обама в принципе высказывался за продолжение программы «Созвездие». Однако, после прихода к власти, он сократил бюджет НАСА, предназначенный для перспективных разработок, в результате были фактически приостановлены работы по созданию тяжёлой ракеты-носителя «Арес V».
В апреле 2010 года президент Барак Обама закрыл программу «возвращения на Луну» своего предшественника, президента Джорджа Буша-младшего, и поставил перед НАСА новые цели: к 2025 году – пилотируемая экспедиция к астероиду, а к середине 2030-х годов – к Марсу. При всей амбициозности и труднодостижимости данных целей, ожидалось, что в космической программе США после их постановки наступит относительное спокойствие. Все дискуссии и споры относительно целей ведомства должны были стихнуть. Задачи Белым домом и Конгрессом были поставлены, и все, что оставалось сделать НАСА – это выполнить их.
Проблема лишь заключалась в том, что после сворачивания программ «Спейс шаттл» и «Созвездие», у НАСА не было возможности отправлять людей в космос. Помощи попросили у пяти частных компаний. В итоге, двум компаниям, Boeing и SpaceX, было поручено разработать аппарат, который мог бы доставлять астронавтов на МКС. В этом же году SpaceX выполнила дебютный запуск ракеты-носителя Falcon 9, на орбиту был запущен космический корабль Dragon. А через 2 года корабль Dragon был впервые пристыкован к модулю МКС Гармония. Пока компания Илона Маска строила ракету и корабль, НАСА пользовалась помощью России, что стоило американскому ведомству немалых денег.
В 2011 году SpaceX начинает участие в пилотируемой программе НАСА Commercial Crew Program. В рамках этой программы SpaceX заключает контракт на разработку пилотируемого корабля на $75 млн. в 2011 году и на $440 млн. в 2012 году. 16 сентября 2014 года НАСА анонсировала подписание контракта с компанией SpaceX в рамках программы Commercial Crew Program по доставке астронавтов на МКС с помощью пилотируемого корабля Dragon V2. Сумма контракта составила $2,6 млрд.
Зачем Илон Маск нужен НАСА?
Изначальная задача при создании SpaceX заключалась в удешевлении запуска ракет. Разумеется, НАСА заинтересована в сотрудничестве с частником, который обещает снизить цены на порядок. По данным от 2013 года, вывод груза на ракете-носителе Falcon 9 стоил для коммерческих заказчиков $56,5 млн (по другим данным — 58-65 млн). С июня 2014 года минимальная цена запуска ракеты-носителя для коммерческого заказчика составляла $61,2 млн. С мая 2016 года минимальные цены указаны для запусков с полезной нагрузкой, позволяющей осуществить возвращение первой ступени: для Falcon 9 — $62 млн (до 5,5 т на ГПО), для Falcon Heavy — $90 млн (до 8 т на ГПО). По заявлению представителя компании, запуск с использованием возвращённой первой ступени будет стоить на 30% дешевле, что составит $40 млн.
В отличие от коммерческих, правительственные и военные запуски в США требуют особой процедуры сертификации, что существенно, на десятки миллионов долларов, повышает номинальную стоимость запуска. Так, за доставку грузов на МКС в рамках контракта Commercial Resupply Services SpaceX получала от НАСА фиксированную сумму в $120 млн за каждую миссию. В 2016 году SpaceX заключила контракт с ВВС США на вывод спутника GPS на ракете-носителе Falcon 9 за $82,7 млн.
Когда планы НАСА более тесно связались с полетом на Марс в 2010-м, началась разработка ракеты для подобных миссий - Space Launch System (SLS). Когда строительство будет завершено, SLS будет самой мощной ракетой в мире, превосходящая возможности Heavy Falcon от SpaceX. Проект поддерживают ключевые члены Конгресса, так как строительство ракеты создаст много рабочих мест. Однако SLS всё ещё не готова к полётам, в отличие от ракеты SpaceX. Кроме того, запуск Falcon Heavy значительно более дешевый. На данный момент один пуск SLS оценивается не ниже, чем в $500 млн, а Falcon Heavy — в $90 млн.
Многие незаинтересованные наблюдатели задают вопрос об осмысленности сверхдорогой программы SLS, ведущейся агентством, и предлагают заменить эту ракету на более дешёвые коммерческие аналоги. Так, Кристофер Крафт, глава пилотируемых полётов США эпохи лунной программы, ранее указывал, что стоимость SLS так высока, что эта ракета "съест НАСА заживо". Крафт отмечает, что её стоимость заставит отдавать на её запуски столь большую часть бюджета агентства, что на другие заметные цели там просто ничего не останется.
Как SpaceX влияет на космическую отрасль?
Новые ориентиры должны способствовать решению традиционной двуединой задачи, стоящей перед космической программой США: с одной стороны, стимулировать развитие науки и техники страны, а с другой – закрепить мировое научно-техническое лидерство Америки.
В 2013 году предложение SpaceX с ценой $56,5 млн за один запуск ракеты-носителя стало самым дешёвым в космической индустрии. А в следующем году 9 из 20 новых договоров на коммерческие запуски спутников пришлось на SpaceX.
В связи с усилением SpaceX американская компания United Launch Alliance (производит ракеты Атлас и Дельта) объявила о масштабной реструктуризации, целью которой объявлено снижение стоимости запуска в два раза. В мае 2015 года компания объявила об угрозе банкротства, в случае если не сможет бороться за коммерческие контракты в условиях снижения количества государственных военных заказов.
Японская компания Mitsubishi Heavy Industries (производит ракеты H-II) также объявила о планах по снижению стоимости запуска в два раза. Китайская компания China Great Wall Industry Corp (производит ракеты «Чанчжэн») объявила, что не намерена снижать цены, несмотря на давление со стороны SpaceX (до появления SpaceX компания была монополистом в сегменте низкобюджетных запусков).
Руководитель европейской компании Arianespace (производит ракеты Ариан) заявил, что из-за давления SpaceX реструктуризируется вся европейская космическая индустрия. Для сохранения своей позиции на рынке компания была вынуждена снизить цены[109] и запросить субсидии у государства. К концу 2014 года SpaceX начала вытеснять компанию с лидирующей позиции на рынке коммерческих запусков.
По мнению главы Роскосмоса Игоря Комарова, SpaceX несёт определенную угрозу Роскосмосу. Как заявил Комаров, Роскосмос сосредоточится на снижении себестоимости пусков ракет-носителей для того, чтобы конкурировать со SpaceX и другими частными компаниями.
Дмитрий Рогозин, курирующий ракетно-космическую промышленность России, заявил, что с уважением относится к работе Илона Маска, и призвал сделать запуски российских космических кораблей намного более дешёвыми — так как «конкуренты нам на пятки наступают».
Участие большого количества высококлассных специалистов и строгий надзор со стороны НАСА позволили SpaceX стать заметным и влиятельным игроком среди частных космических компаний. Не может не удивлять контраст с компанией Tesla, которую тоже возглавляет Илон Маск. Конечно, SpaceX, в отличие от Tesla, никогда не раскрывала своих финансовых показателей и нельзя с уверенностью утверждать, что SpaceX безубыточная. Компания находится в лучшем положении, нежели производитель электрокаров - SpaceX получает достаточное финансирование от НАСА. А поскольку сотрудничество компании Илона Маска с госведомством продолжается, видимо, Илон Маск пока что удовлетворяет запросы и отвечает требованиям Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.