В развитие отечественного рынка газомоторного топлива «Государственная транспортная лизинговая компания» планирует до 2024 года инвестировать не менее 124 млрд рублей. Сегодня это - крупнейшее в стране лизинговое предприятие, которое поставляет воздушную, водную и железнодорожную технику, энергоэффективный пассажирский транспорт, авто - и спецтехнику, а также инвестирует в развитие транспортной инфраструктуры России. О перспективах развития компании в интервью журналу "Газпром" рассказывает генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин.
– Сергей Николаевич, как создавалась ГТЛК?
– Как Государственная транспортная лизинговая компания она существует с 2008 года, а создавалась еще в 2001 году по инициативе ФГУП «Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения» как Лизинговая компания гражданской авиации. В 2006 году на основании распоряжения Росимущества ее преобразовали и передали в управления Минтрансу России. С этого началось наше активное участие в реализации государственной политики по развитию транспортной отрасли.
В 2009 году в рамках реализации программы антикризисных мер правительства РФ в уставный капитал нашей компании были внесены 10 млрд рублей – на реализацию программы поддержки машиностроителей и закупку дорожно-строительной и коммунальной техники для сдачи в лизинг на льготных условиях. С учетом механизма некоммерческого лизинга, который предусматривает возвратность и реинвестирование средств, общий объем инвестиций в эту программу составил 30 млрд рублей.
За последние семь лет из узкоотраслевой лизинговой компании ГТЛК стала универсальным инструментом развития транспортной отрасли. Сегодня мы реализуем уже семь программ некоммерческого лизинга в авиации, судостроении, транспортной инфраструктуре и энергоэффективном транспорте. Объем инвестиций государства в наши проекты достиг почти 90 млрд рублей, а общие инвестиции ГТЛК в транспортную отрасль – почти 800 млрд рублей.
– Кто является вашим прямым конкурентом?
– ГТЛК является уникальной компанией на рынке лизинга. С одной стороны, мы рыночный игрок, с другой – действуем в интересах правительства и реализуем программы в таких сегментах транспорта, где рыночные механизмы не развиты: развитие рынка новых типов отечественных судов, санитарная авиация, паромное сообщение, энергоэффективность.
В коммерческой плоскости нашими ближайшими конкурентами являются лизинговые компании при государственных банках. Но в реализации госзадач мы скорее видим в них союзников. Чем больше внебюджетных инвестиций и рыночных компаний мы привлечем в свои проекты, тем эффективнее реализуем программы.
– Каково в таком случае положение компании на рынке?
– С 2012 года наша доля на рынке выросла с 4% до 16%. А в последние три года ГТЛК – крупнейшая лизинговая компания России. Мы являемся абсолютным лидером по объему нового бизнеса, сумме новых договоров и объему лизингового портфеля. Также наша компания – ведущий игрок в сегментах лизинга водного, железнодорожного и авиационного транспорта.
Инструмент
– Почему ваша компания занялась поддержкой российской газомоторной отрасли?– Нашей ключевой целью является реализация государственной политики в области развития транспорта и транспортной инфраструктуры. Задача по «газификации» транспорта приоритетная для государства, а значит, и для нас. Активно мы включились в развитие газомоторной программы, когда только начинали создаваться различные механизмы поддержки перевода транспорта на газ и формироваться необходимая нормативно-правовая база. Как раз в рамках распоряжения правительства «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива» мы и запустили пилотную программу некоммерческого лизинга для поставки пассажирского автотранспорта на газомоторном топливе (ГМТ). Стоит отметить, что данная инициатива была реализована без привлечения бюджетных средств, мы аккумулировали возвратные лизинговые платежи по другим нашим программам и направляли на закупку техники на ГМТ.
Фото: ГТЛК
Нашими первыми лизингополучателями стали регионы, в которых начинала формироваться инфраструктура, можно сказать, передовики, которые уже тогда видели экономический эффект от перехода на газ, даже с учетом высокой стоимости техники.Газомоторный транспорт, как правило, стоит дороже своих традиционных аналогов. Но с учетом льготной ставки по нашим программам (7,9%) и распределенной финансовой нагрузке на предприятия перевод транспортного парка на газ становится доступным.
Конечно, для запуска масштабного перехода на газ необходимо предлагать различные инструменты, которые упростили бы перевод транспорта на ГМТ – субсидии, энергосервисный контракт и некоммерческий лизинг с бюджетным софинансированием.
Не будем забывать, что в развитии газомоторной отрасли есть еще одна важная для экономики страны задача – развитие отечественного производства техники на ГМТ. Именно некоммерческий лизинг помогает ее решать с учетом 50-процентного авансирования производства и консолидированной закупки.
– Какие регионы участвуют в вашей программе?
– Первой поставкой были автобусы для Челябинской области. В 2013–2014 годах автобусы на ГМТ отправились в Тульскую и Самарскую области. В 2014-м стартовала программа некоммерческого лизинга наземного и морского пассажирского транспорта в Республике Крым и городе Севастополе (по ним действует отдельная программа – до 2020 года).
За все годы действия программы мы поставили газомоторную технику также для Свердловской, Омской, Ленинградской областей, в Республику Коми, ЯНАО. Всего программой на сегодняшний день охвачено десять регионов.
Если говорить в целом о реализации программы некоммерческого лизинга, то общий объем инвестиций, направленных нами на приобретение (и производство) газомоторной техники, составил 8 млрд рублей. Это около 1,4 тыс. единиц техники – один из крупнейших в России парков на ГМТ.
В черте города
– Кто ваш потребитель?– Основной потребитель в сегменте лизинга автотранспорта и техники – это коммерческие, государственные и муниципальные предприятия, которые нуждаются в государственной поддержке и не всегда обладают достаточными финансовыми ресурсами для обновления и пополнения своего парка.
Преимуществами участия в наших некоммерческих программах лизинга являются минимальное отвлечение оборотных средств лизингополучателя, отсутствие необходимости предоставления залога, налоговые льготы, а также возможность выбора оптимального графика оплаты лизинговых платежей. Как правило, в лизинг берется техника, которая не выезжает далеко за пределы городской черты. Это пассажирская и коммунальная техника, которая обслуживает улицы города, а также дорожно-строительная техника, ремонтирующая и строящая дороги.
Здесь важно заметить, как могут взаимодействовать разные инструменты, предоставляемые государством для перевода транспорта на газ. К примеру, Минпромторг предоставляет меры господдержки производителям газомоторной техники, что дает им возможность делать скидку. А наши условия позволяют потребителю получить более доступное транспортное средство с минимальным или порой нулевым авансом при лизинге. Хотелось бы уточнить, что мы не заключаем сделки с компаниями, которые переводят технику на газ. Мы приобретаем уже готовую газомоторную технику. Только так можно обеспечить полноценную поддержку российских автопроизводителей.
– Какие компании производят для ваших программ технику на ГМТ?
– Это предприятия группы ГАЗ: Ликинский автобусный завод, Павловский завод, Курганский автобусный завод, а также ПАО «КАМАЗ» – Нефтекамский автозавод.
– Насколько важна ваша деятельность для российских автопроизводителей?
– Фактически мы обеспечиваем спрос на отечественную технику. Консолидируем и авансируем закупки – это прямая поддержка отечественным производителям. Наши проекты стимулируют импортозамещение, делая российскую технику доступнее.
Дешевле дизельного
– Претерпела ли за прошедшие годы ваша газомоторная программа какие-то значимые изменения?– Да. Сейчас мы разрабатываем программу, в которой ставка снижена до 7,5%, остальные условия остались прежними: авансовый платеж – от 0%, комфортный график платежей. В некоторых случаях мы идем навстречу регионам с низкой бюджетной обеспеченностью и предлагаем лизинговые каникулы. Но таких запросов всё меньше – перевод на газ дает заметный экономический эффект вкупе с низкой ставкой. При этом большинство наших лизингополучателей пользуются также субсидией Минпромторга. В совокупности эти меры поддержки позволяют сделать платеж за газомоторный автобус ниже, чем за аналогичный дизельный.
– На что направляется прибыль?
– Мы реинвестируем лизинговые платежи от программ с бюджетным софинансированием в дальнейшую закупку техники. То есть многократно используем «госплечо», привлекая на каждый рубль бюджета до 8 рублей с рынка.
124 млрд рублей
– Какой объем средств вы планируете вложить в развитие газомоторного парка в ближайшие годы?– В конце прошлого года состоялось совещание у Дмитрия Козака о перспективах развития рынка газомоторного топлива. Во исполнение поручений этого совещания Минэнерго совместно с Минпромторгом, Минтрансом, Минфином и Минэкономразвития проводится масштабная работа по утверждению подпрограммы и дорожной карты по развитию рынка газомоторного топлива, в которой участвует ГТЛК.Наша программа некоммерческого лизинга транспортных средств, работающих на природном газе, включена в Концепцию подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива», а также план мероприятий дорожной карты развития рынка газомоторного топлива на 2019–2024 годы в рамках Госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Ожидаем, что в ближайшее время будут приняты необходимые решения правительства и можно будет начинать работать.
Мы планируем инвестировать в приобретение около 11 тыс. единиц техники не менее 124 млрд рублей при условии софинансирования мероприятий программы за счет бюджетных и внебюджетных средств на уровне 50:50. Замечу, что в рамках мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» также предусмотрены инвестиции в газомоторную технику в размере 20 млрд рублей. Это даст ощутимый импульс к развитию ГМТ-транспорта в регионах.
– Вы ориентируетесь исключительно на автобусы, грузовики и спецтехнику или также нацелены на поддержку легкового транспорта (к примеру, газобаллонных автомобилей АвтоВАЗа)?
– Наша компания ориентирована на корпоративный сегмент транспорта и не работает в розничном сегменте автолизинга, к которому и принадлежат легковые автомобили. На этом рынке целесообразны другие меры поддержки: субсидирование, сниженная ставка, утилизационный грант.
Мы заложили в программу развитие ГМТ в следующих сегментах: автобусы, самосвалы, седельные тягачи, погрузчики, автокраны, мусоровозы, водный транспорт. Последний – это серьезный вызов для нас. Мы планируем участвовать в запуске первых сухогрузов «река-море» на ГМТ, развивать рынок бункеровки.
СПГ
– Как вы оцениваете перспективы газификации речного и морского судоходства? Планирует ли компания принимать в ней участие?– Очевидно, что сжиженный природный газ (СПГ) имеет значительный потенциал в качестве судового топлива. Планируется, что в долгосрочной перспективе как раз СПГ будет играть ключевую роль на бункерном рынке, так как этот вид топлива отвечает требованиям MARPOL как по содержанию серы, так и по концентрации соединений азота. Учтем, что с 2020 года в семь раз будет снижен допустимый уровень содержания серы в судовом топливе – до 0,5%. Также расширятся зоны, где судам запрещено использовать высокосернистое топливо (в котором содержание серы превышает 0,1%).
Переход на природный газ позволит снизить себестоимость перевозок внутренним водным транспортом и переключить часть грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта на речной. К сожалению, в настоящее время судов, использующих сжиженный природный газ, в речном флоте России нет. Но в рамках программы некоммерческого лизинга наша компания планирует поставку СПГ-бункеровщиков и сухогрузов на СПГ.
Мы совместно с Совкомфлотом, «Роснефтью» и «Роснефтефлотом» реализуем проект по созданию пяти единиц танкеров типа «Афрамакс», работающих на СПГ, на судостроительном комплексе «Звезда». Суда соответствуют самым высоким экологическим стандартам, а также новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы, азота и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей. Плановый срок ввода в эксплуатацию – 2021 год.
– Как вы оцениваете перспективность СПГ на наземном транспорте?
– Всё-таки мы ориентированы на то, чтобы оказывать помощь российским автопроизводителям. А в настоящее время в нашей стране отсутствует серийное производство автотранспортных средств, работающих на СПГ. Наибольшим потенциалом спроса в этой области обладают тяжелые грузовые автомобили, тягачи, междугородние и туристические автобусы, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки на дальние расстояния в межрегиональном и международном сообщении. Российским автопроизводителям только предстоит провести ряд опытно-конструкторских работ, наладить массовый выпуск подобной техники, а также создать сервисную инфраструктуру для ее обслуживания.
Учитывая планы по строительству КриоАЗС, мы можем выступить поставщиком оборудования в рамках проекта по созданию заправочного комплекса. Средства будем вкладывать при условии, что появится потребность в лизинге. СПГ, на мой взгляд, в среднесрочной перспективе является более перспективным видом топлива, чем компримированный природный газ, за счет меньшей металлоемкости оборудования и более эффективного использования объемов для хранения топлива.
Беседовал Александр Фролов