Антимонопольная служба намерена проанализировать все правоотношения, возникающие с участием сервисов поиска, функционирующих на территории России
МОСКВА, 14 апреля. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в рамках рассмотрения дела в отношении ООО "Яндекс" проанализирует все сервисы поиска - как российских, так и иностранных. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
"В рамках рассмотрения дела в отношении ООО "Яндекс", ФАС проанализирует все правоотношения, возникающие с участием сервисов поиска (как российских, так и иностранных), функционирующих на территории РФ", - сообщили в пресс-службе.
По мнению ФАС, поисковые системы должны предоставлять равный, недискриминационный доступ к своим услугам всем участникам рынка. "Недискриминационный доступ - условие как для развития добросовестной конкуренции, инноваций, так и для развития новых участников, прежде всего, субъектов малого и среднего предпринимательства", - отметили в ведомстве.
Дело против "Яндекса"
В августе 2020 года онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, "Профи.ру", "Туту.ру", Drom.ru, 2ГИС и Zoon направили в ФАС жалобу на злоупотребление "Яндексом" доминирующим положением. Основная претензия этих компаний заключается в специальных виджетах поисковой системы ("колдунщиках"), которые чаще всего выводятся выше других результатов поиска и позволяют пользователям искать билеты, объявления, фильмы и другое без перехода на отдельную страницу.
По мнению компаний, попасть туда могут только сервисы "Яндекса", а такой инструмент не показывает наиболее подходящий результат запроса, привлекая внимание пользователя и уводя его на сервисы "Яндекса", что приводит к потере трафика у конкурентов.
В "Яндексе", со своей стороны, заявляли, что виджеты являются международным отраслевым стандартом, они не закреплены по умолчанию на первых позициях и не имеют никаких преимуществ перед обычными результатами поиска.
В конце февраля стало известно, что ФАС России обязала "Яндекс" в месячный срок прекратить предоставлять собственным сервисам (в том числе "Яндекс.Вертикали", "Яндекс.Маркет", "Яндекс.Медиасервисы", "Кинопоиск") преимущества в поисковой системе "Яндекса", занижая тем самым позиции других компаний в выдаче.
Кроме того, ФАС обязала "Яндекс" опубликовать условия доступа сервисов к инструментам продвижения в поиске, а также обеспечить равный доступ к ним для всех игроков рынка.
13 апреля 2021 года ФАС России возбудила дело в отношении "Яндекса" за неисполнение требований к инструментам выдачи в поиске. Если факт нарушения и ограничения конкуренции будет установлен, обществу может быть назначен оборотный штраф от суммы выручки на рынке.
Конкуренция в условиях цифровой экономики
Как отметил партнер юридической фирмы "Инфралекс", член Ассоциации антимонопольных экспертов Артур Рохлин, возбужденное дело в отношении ООО "Яндекс" является закономерным развитием особого внимания антимонопольного органа к формированию и развитию цифровых технологий. "Достаточным свидетельством этого является активное участие ФАС России в формировании регуляторной среды ("пятый антимонопольный пакет"), обеспечивающей конкуренцию в условиях цифровой экономики. При этом оценка состояния конкуренции на товарных рынках всегда являлась одной из наиболее сложных задач, разрешаемых антимонопольным органом, тем более, когда речь идет об инновационных рынках, где стандартные методы не могут применяться в полном объеме", - сказал ТАСС Рохлин. Он добавил, что рассматриваемое дело является знаковым и может значительно расширить практику пресечения злоупотреблений на инновационных рынках.