С марта 2014 года Евросоюз, США, а затем и другие страны западного блока последовательно вводят и ужесточают санкции против отдельных лиц, а также компаний и банков России. Почему же влияние санкций на экономику России ничтожно, и как «пустить» в Россию экономический рост, рассуждает Сергей Блинов*, руководитель группы макроэкономических исследований ПАО "КАМАЗ".
Оценки влияния этих санкций на экономику страны разнятся: некоторые, но их меньшинство, считают, что санкции Запада благотворно сказались на отечественной экономике, сельском хозяйстве прежде всего.
Другие, в том числе президент и члены правительства России, признают, что западные санкции мешают экономическому развитию страны, и тем отчасти оправдываются перед населением за затянувшуюся экономическую стагнацию. Третьи – и внутри России, и вне её – радуются, что санкции «работают» и уже нанесли российской экономике серьёзный ущерб. Президент Обама в своё время даже объявил, что «экономика России разорвана в клочья».
Макроэкономический же анализ показывает, что реальное влияние западных санкций на экономику России ничтожно. А ключи от экономического роста находятся в руках ЦБ.
От чего зависит ВВП?
В пользу ничтожности влияния западных санкций на российскую экономику говорит и тот факт, что её нынешние проблемы начались задолго до событий на Украине, а именно, в конце 2010 года. Кроме того, в конце 2014 и начале 2015 годов экономические трудности испытали и другие, отнюдь не находящиеся под санкциями страны - такие, например, как Казахстан или Китай. Для количественной же оценки влияния санкций можно использовать одну очень важную зависимость. С 2000 года 99,5% всех изменений динамики российского ВВП можно объяснить изменениями денежного агрегата М2 в реальном выражении, то есть, взятого с поправкой на инфляцию (далее – реальная денежная масса, или РДМ). Тесная взаимосвязь РДМ и ВВП показана на графике 1 (за период 1991-2018 коэффициент корреляции этих показателей ненамного ниже и равен 0,97).Динамика РДМ очень хорошо объясняет и замедление темпов экономического роста с 2010 по 2014 год, и падение ВВП в 2015 году (график 2).
Источник: «Стагнация экономики продолжится»
После сжатия РДМ 2008-2009 годов темпы её роста достигли к середине 2010 года 28,5%. Но затем, вплоть до 2014 года, они последовательно снижались. А в 2014 году рост РДМ, пусть и слабый, сменился сжатием.Динамика ВВП с некоторым лагом в точности повторяет эту картину. Максимальные пост-кризисные темпы ВВП были достигнуты в 2010 году (+4,6%), затем темпы непрерывно снижались вплоть до 2014 года, когда рост составил всего +0,7%. А в 2015 году вновь разразился кризис, ВВП упал на 2,5%. Простой взгляд на эти два ряда – РДМ и ВВП – убеждает, что санкции здесь ни при чём.
1. Замедление темпов роста (и ВВП, и РДМ) началось в конце 2010 года, когда на Украине у власти находился Виктор Янукович и никаких санкций не было и в помине.
2. Санкции начали вводиться в 2014 году, в марте, но кризис в России разразился лишь в 2015 году.
3. Санкционное давление далее лишь усиливалось, но в России с 2016 года возобновился рост ВВП (+0,3%), который продолжился в 2017 году (+1,6%) и в 2018 году (ожидается около +1,6%).
Собственно, на этом можно было бы и закончить: 99,5% изменений ВВП России можно объяснить динамикой реальной денежной массой, и лишь 1,5% приходится на все остальные факторы, включая санкции.
Денежная масса и инфляция
Но, может быть, санкции каким-то образом влияли на темпы реальной денежной массы хотя бы в кризисном 2015 году? Чтобы в этом разобраться, необходимо изучить два показателя, которые по сути формируют реальную денежную массу. Это инфляция и номинальная денежная масса.Источник: «Что Центробанку перенять у ФРС»
Чтобы понять этот график, представим себе, будто экономический рост всегда готов прийти в Россию. Но ворота для него могут быть: а) открыты, и тогда в России наблюдается рост ВВП;б) слегка прикрыты (и тогда в России наблюдается стагнация – ни роста, ни падения);
в) закрыты наглухо (и тогда в России наблюдается кризис).
Наглядно это показано на схеме 1.
Эта схема помогает понять, как показатели роста цен и номинальной денежной массы, показанные на графике 3, открывают и закрывают росту российской экономики эти условные «ворота». И тогда становятся понятными все эпизоды российской экономической истории последних лет (график 4).
Рассмотрим их подробнее.
1998 год. Инфляция резко подскочила (из-за девальвации рубля), до 80% и выше. Денежная масса при этом подросла примерно на 20%. Ворота экономическому росту наглухо закрылись. Результатом стал кризис.
2000 год. Несмотря на высокую инфляцию (порядка 20%), денежная масса росла на 60% и выше. Ворота распахнулись, и бурный экономический рост не заставил себя ждать, ВВП в том году вырос на 10% (выше, чем в Китае).
2002 год. Темпы роста денежной массы заметно снизились. Ворота экономическому росту начали закрываться, и рост ВВП России в том году замедлился до 4,7%, а инвестиции в основной капитал практически прекратили расти.
2003 год. Рост денежной массы вновь ускорился, ворота приоткрылись пошире, темпы роста ВВП подросли.
2007 год. Ещё один пример ускорения роста ВВП после небольшого замедления 2005 года.
2008-2009 годы. При росте цен на 13-15% ЦБ допустил фатальное сжатие номинальной денежной массы (до -11%). Это наглухо закрыло ворота экономическому росту.
2010 год. Рост денежной массы и небольшое снижение инфляции обеспечили условия для роста ВВП на 4,6%. Увы, далее, в 2011-2014 годах, ворота экономическому росту постепенно закрывались, а ВВП, соответственно, замедлялся.
2015 год. Цены вновь стали расти быстрее денежной массы, что с неизбежностью вызвало кризис.
2016 год. Ворота для роста вновь начали приоткрываться, и ВВП вырос, пусть и на символические 0,3%.
2017-2018 годы. Ворота для роста - в основном благодаря снижению инфляции – ещё немножко приоткрылись. И рост ВВП тоже немного ускорился, до 1,6%.
К каким практическим рекомендациям приводит нас эта схематизация превратностей нашей денежно-кредитной политики?
А Инфляция нужна низкая. Поэтому усилия ЦБ по удержанию инфляции на стабильно низком уровне следует только приветствовать. Чем ниже инфляция, тем шире открыта одна из створок у описанных выше «ворот» экономического роста.
Б Одной только низкой инфляции для ускорения роста ВВП недостаточно. Снижение инфляции помогает «растворить ворота» экономическому росту, но только на одну створку, то есть, имеет предел. На графике 4 этот предел находится на уровне 100% (означает, что стоимость определённой корзины товаров равна 100% стоимости этой же корзины год назад, то есть, не изменилась за год; инфляция в этом случае нулевая). Инфляция ниже нуля (то есть дефляция, снижение цен) не только труднодостижима, но и нежелательна (см. «дефляционная спираль»).
В Нужен высокий темп роста денежной массы. Без ускорения темпов роста номинальной денежной массы (вторая створка наших условных «ворот») невозможно ускорить рост ВВП. На графике 4 зелёным пунктиром показано, какими темпами при инфляции в 4% должна бы расти номинальная денежная масса, что обеспечить рост ВВП на уровне 5% в год.
Влияние санкций на показатели 2015 года
Вернёмся теперь к вопросу о влиянии западных санкций. Можно ли всплеск инфляции в 2015 году объяснить санкциями? И было ли замедление темпов роста номинальной денежной массы следствием санкционного давления?Ответ на оба вопроса отрицательный. Всплеск инфляции в 2015 году вызван резкой девальвацией рубля в декабре 2014 года. Девальвация же рубля, в свою очередь, стала следствием ошибочной реакции ЦБ России на изменение внешних макрофинансовых условий, а именно, на сворачивание с января 2014 года Федрезервом США программы «количественного смягчения» и её полное прекращение в октябре 2014 года.
То, что девальвация и всплеск инфляции не были следствием санкций, подтверждается тем, что подобные же проблемы в то же самое время испытали и другие страны. Китай, начиная с июня 2014 года, на поддержание курса юаня потратил около 1 триллиона долларов(!), см. график 5.
Источник: FRED
Казахстан тоже проводил валютные интервенции с ноября 2014 года и, тем не менее, допустил девальвацию тенге в августе 2015 года.В чём ошибался наш ЦБ? Главная его ошибка состояла в том, что вместо резкого подъёма ставок Центральный Банк в ответ на негативное изменение внешних условий прибегнул к массированным валютным интервенциям, изымая из экономики остро необходимую ей ликвидность.
Лишь в декабре 2014 года ЦБ поднял ставку на адекватный уровень. Что это было слишком поздно, ясно из статистики валютных интервенций, которые ЦБ начал ещё в 2013 году (график 6).
Источник: «Замаскированные валютные интервенции – угроза для российской экономики»
Другой ошибкой ЦБ стала плавная девальвация рубля, которая лишь увеличивала число желающих сыграть против российской валюты, вовлекая в этот увлекательный процесс не только профессиональных спекулянтов, но и широкие массы населения. Более адекватным вариантом было бы, конечно, разовое, ступенчатое ослабление рубля.То, что низкая ставка и валютные интервенции были ошибками, подтверждается и тем, что, как только ЦБ их исправил (в декабре 2014 ЦБ поднял ключевую ставку на 6,5 процентных пунктов - до 17% годовых, а с февраля 2015 года наконец-то прекратил валютные интервенции), ситуация в экономике сразу же начала стабилизироваться.
Выводы
1. С макроэкономической точки зрения влияние санкций на экономику России ничтожно.
2. Влияние санкций проявляется на микроуровне и сказывается на благополучии лишь отдельных юридических и физических лиц.
3. Преувеличение значимости санкций отвлекает власти и экспертное сообщество России от поиска реальных путей ускорения экономического роста.
4. Для ускорения экономического роста нужны решения в области денежно-кредитной политики.
*Мнение автора не является официальной позицией компании