Карты расскажут о нас всё. Банки намерены оценивать кредитоспособность своих клиентов по истории покупок. Этим - в рамках пилотного проекта - в России сейчас занимаются уже более десятка крупнейших финансовых организаций. У такого явления даже есть название - транзакционный скоринг.
Банк оценивает суммы покупок и категории точек продаж, в которых совершаются операции: чем больше сумма и выше класс заведений, в которых бывает клиент, тем больше шансов у этого заявителя получить кредит.
"Пилотный проект по транзакционному скорингу идет больше полугода. До сих пор он ограничивался компаниями Visa и Equifax, недавно было объявлено, что к проекту присоединяется MasterCard", - заявил РИА "Новости" один из собеседников агентства.
По информации агентства, в проекте принимают участие ВТБ, "Уралсиб", "Тинькофф банк".
Другой источник сообщил, что в понедельник состоялась встреча, где участники проекта рассказали о первых результатах и обменялись планами о его дальнейшем развитии.
"Среди участников пилотного проекта - крупнейшие банки страны. Всего же для анализа передали данные 13 банков", - указал третий собеседник агентства.
Добавим, что это не единственное нововведение, к которому присматриваются банкиры. Ранее вице-президент Сбербанка Александр Ведяхин заявил, что крупнейший банк страны с 2018 г. собирается запустить так называемый психоскоринг: он изучает зависимость поведения заемщиков от их активности в соцсетях.
А как же тайна?
Транзакционный скоринг набирает популярность, потому что платежные компании, обслуживающие платежи, больше знают о клиентах, чем сами банки, рассказал РИА "Новости" глава ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов."Транзакционный скоринг сейчас становится все более популярным. Одной из основных предпосылок является то, что платежная компания, которая обслуживает платежи, гораздо лучше понимает поведение клиента, чем даже отдельно взятый банк, в котором этот клиент обслуживается. Поэтому есть надежда, что на основании анализа платежного поведения клиента можно делать очень хорошие предсказания по будущим шагам клиента", - уверен Достов.
Эксперт отметил, что это может быть как кредитный скоринг (то есть оценка кредитоспособности клиента), так и предиктивный скоринг, в случае если компания хочет понять, сколько клиент будет платить в следующем расчетном периоде.
"Нарушает ли это требования о распространении клиентских данных? Это очень хороший вопрос. Понятно, что у клиента есть определенная защита его частных данных. Возможно, каждый банк будет включать такие возможности в пользовательское соглашение. Или данные будут представляться в безличном виде без каких-либо деталей. Условно банк будет получать информацию, что у клиента скоринг 8 из 9, а какие-то тайны клиента - за какие операции он этот скоринг получил, что он делает - они раскрываться не будут", - прогнозирует Достов.