Структура незаконного поступления денег из стран развивающегося мира на Запад хорошо налажена.
Средства крадет хакер X в развивающейся стране Y. Отмывает их через западные банки и юридические фирмы, затем они выводятся в налоговую гавань, а оттуда в Лондон, Женеву или Нью-Йорк, где покупается роскошный дом или новая жизнь для клептократа X. Однако из страны Y деньги уходят.
Мировые лидеры так или иначе создавали структуры для борьбы с этой системой, чему способствовал призыв стран G20 в 2014 г. ОЭСР, клуб богатых стран, предложил создать Common Reporting Standard (CRS) – структуру, при которой страны автоматически обмениваются информацией о банковских счетах, принадлежащих иностранцам. Таким образом, Швейцария ежегодно передает данные Канаде о канадцах со швейцарскими банковскими счетами и наоборот.
В итоге обе страны имеют больше информации, с помощью которой можно отслеживать невыплаченные налоги. Теоретически это предложение звучит довольно интересно, но в этой системе существует одна проблема согласно новому докладу неправительственной организации Коалиции по финансовой прозрачности: она направлена лишь на то, чтобы помогать богатым странам.
Зарегистрировано более 100 юрисдикций, но большинство из них фактически обмениваются данными со странами с высоким уровнем доходов (согласно классификациям Всемирного банка), и ни одна из беднейших стран мира пока не делает этого.
Прозрачные НПО объясняют это тем, что страны могут выбирать, с какими странами можно обмениваться данными. Швейцария согласилась разрешить только 9 странам получить данные о счетах в рамках CRS согласно докладу, который охватывает данные до июля 2017 г. Неудивительно, что все эти 9 стран считаются богатыми странами. ОЭСР отмечает, что CRS обязывает страны обмениваться данными "со всеми теми, кто заинтересован в получении информации и отвечает ожидаемым стандартам конфиденциальности и правильного использования данных". Но на практике, как заявляет Коалиция по финансовой прозрачности, они предоставляют информацию выборочно, поскольку на предоставление информации необходимо согласие обеих сторон. В качестве доказательства приводится пример Бразилии, которая не заключила соглашение о совместном использовании данных со Швейцарией, но сделала это по всей Европе, поэтому данная проблема не имеет отношения к неадекватным стандартам конфиденциальности.
Обеспечение обмена данными между богатыми странами является проблемой, поскольку мировая офшорная система наносит гораздо больший ущерб бедным странам, чем богатым. По данным ОЭСР, на Ближнем Востоке и в Африке в 2012 г. около 33% общего благосостояния домохозяйств было выведено за границу. По словам экономиста Тома Пикетти, для России сумма, выведенная в офшор, равна всему внутреннему благосостоянию страны. В отличие от этого, глобальный средний показатель составляет всего 6%, говорится в отчете OECD 2012 г.
Таким образом, результат этой изобретательской новой системы заключается в том, что богатые страны имеют доступ к новым данным о том, где они могут отслеживать недостающие налоговые поступления, при этом ситуация почти не меняется для бедных стран, которым нужны эти данные намного больше остальных.
Требование обмениваться данными взаимным образом имеет смысл для богатых стран, но не для бедных, говорит Кристиан Фреймайер, возглавлявший исследование.
Налоговые гавани в регионах мира
"Малавийские граждане могут прятать деньги в Великобритании, но ни один гражданин Великобритании не будет скрывать деньги в Малави", - отмечает он.У Фреймайера есть решение: соглашение о невзаимности, в котором менее богатые страны могут получать данные о богатых, уделив пару лет тому, чтобы получить опыт сбора этих данных внутри страны. В противном случае единственный способ получить информацию о деньгах, спрятанных за границей, - это конкретно запросить эту информацию, то есть они должны выяснить, что они там, в первую очередь.
"Это очень своевременно. Вся прелесть глобального обмена информацией в рамках CRS заключается в том, что он уже предварительно согласован и автоматизирован, поэтому информация просто приходит", - отмечает Фреймайер.
ОЭСР заявляет, что принцип невзаимности уже открыт для всех стран, но он должен быть согласован обоими партнерами.
"Это не похоже на настоящую невзаимность", - говорит Фреймайер.
Вместо этого, по его мнению, систему необходимо обновить, чтобы более бедные страны могли вступить в эту систему с обещанием предоставить полезные данные с самого начала.