Большинство техасских нефтеперерабатывающих заводов работают в автономном режиме после урагана "Харви", а в краткосрочной перспективе они будут закрыты для бизнеса. Около 2,2 млн баррелей простаивают без дела ежедневно. И цены на акции нефтеперерабатывающих компаний выросли, с тех пор как прошел ураган "Харви".
Техас занимает центральное место на каждом этапе цепи поставок бензина в США. На побережье залива расположена почти треть мощностей по переработке нефти в США, на 30 действующих нефтеперерабатывающих заводах. Более широкий регион Мексиканского залива отвечает за почти 20% всей нефти в США, а в Техасе, в частности, находится 19 крупнейших нефтяных месторождений в США.
После урагана "Харви" Valero, крупнейшая нефтеперерабатывающая компания в США, закрыла свои объекты в Техасе. Три дня шторма, и ее акции выросли более чем на 4%.
Примерно такая же ситуация наблюдалась с акциями других крупных нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в Техасе. Ряд основных игроков в Техасе – Valero, Phillips 66 и Marathon Petroleum – заработали свыше $850 млн, в то время как их нефтеперерабатывающие заводы были затоплены на целых 40 дюймов дождя. Однако их объекты в других местах действуют.
"Харви" создал идеальные условия для скачка цен. Из-за шторма прервались цепи поставок, цены на нефть упали до месячного минимума, закрылись нефтеперерабатывающие заводы, увеличив цену на газ.
Компании, которые в первую очередь перерабатывают нефть в бензин, временно находятся в выигрыше: их расходы сейчас чрезвычайно низки, а доходы могут вырасти на 25 центов. Стоимость убытков уйдет к страховым компаниям. Стоимость потерь производительности от нескольких дней до недель затронет потребителей на национальном уровне.
Частично это объясняет, почему акции ExxonMobil и Royal Dutch Shell не взлетели, так же как акции других нефтеперерабатывающих компаний: у них огромные инвестиции в нефть. Цена WTI упала почти на 1%, так как работа нефтеперерабатывающих заводов штата остановилась.
Тем не менее все не так радужно для нефтеперерабатывающих заводов. Закрытие вынуждает международных покупателей как нефти, так и бензина, переносить активность в другие места, повышая спрос на иностранные нефтепродукты.