Триллионный инфраструктурный план утвержден в США, на социальный ищут деньги
Сенат Конгресса США во вторник утвердил план развития инфраструктуры в объеме более $1 трлн. Это первая инициатива Белого дома под руководством Джо Байдена, предполагающая масштабное обновление дорог, мостов и различных коммунальных систем. План предусматривает увеличение госфинансирования на $550 млрд в течение пяти лет и не потребует повышения налогов. Их потребует вторая часть плана Демократической партии, на $3,5 трлн — в этой части собраны все инициативы по увеличению социального обеспечения (см. текст на этой же полосе), и для его утверждения требуется найти новые источники доходов.
Сенат США поддержал план увеличения расходов на инфраструктуру и создания новых рабочих мест (Infrastructure Investment and Jobs Act) в объеме $1,2 трлн в течение восьми лет ($973 млрд в течение пяти лет). «За» проголосовало 69 сенаторов, «против» — 30 (у демократов и республиканцев мест поровну). План нацелен на масштабное улучшение состояния инфраструктуры — строительство дорог и мостов, обновление электросетей и систем водоснабжения, защиту от климатических бедствий.
Изначально план был заявлен в объеме $2,3 трлн за восемь лет, но предусматривал увеличение налоговой нагрузки — в частности, за счет повышения корпоративного налога с 21% до 28%. В одобренной версии повышение расходов предлагается компенсировать перераспределением средств из других статей, в частности, выделяемых на борьбу с пандемией. Тем не менее, по оценке Congressional Budget Office, это приведет к увеличению дефицита бюджета на $256 млрд в течение десяти лет.
Увеличение расходов на инфраструктуру является одним из двух ключевых приоритетов для администрации Джо Байдена. Первый, по существу, является расширением аналогичной программы администрации президента США Барака Обамы, который по целому набору причин реализован был в небольшой части. Второй — план поддержки семей — предусматривает увеличение социальных расходов. Оба приоритета были расписаны в представленном в июне проекте бюджета на 2022 финансовый год. Его расходная часть оценена в $6 трлн при доходной части в $4,17 трлн. Дефицит бюджета составит $1,84 трлн, что существенно меньше, чем было в этом году ($3,67 трлн при расходах в размере $7,25 трлн, в отношении к ВВП США дефицит должен сократиться с рекордных 16,7% до 7,3% и до 4,7% в 2023 году).
Меры поддержки, не вошедшие в инфраструктурный план, были перенесены в более масштабную инициативу демократов — на $3,5 трлн. Она рассматривает «инфраструктуру» очень широко: охватывает широкий спектр расходов — от бесплатных детских садов до расширения покрытия медицинского страхования, в том числе для пожилых. Утверждение этой части плана будет невозможно без повышения налогов. В выдвинутом ранее плане по увеличению соцрасходов (в июне его объем составлял $1,8 трлн на десять лет), компенсировать новые траты предлагалось за счет повышения ставки подоходного налога с 37% до 39,6% для семей с доходом свыше $400 тыс. и резко — с 20% до 39,6% — повысить ставку на прирост капитала (capital gain) для тех, чей доход превышает $1 млн.
Влияние плана на дефицит бюджета и госдолг будет зависеть от сбалансированности доходной части (то есть повышения налогов). В любом случае, представители демократической партии не смогут рассчитывать на поддержку республиканцев в принятии пакета, но с учетом большинства в обеих палатах планируют использовать особую процедуру одобрения. В то же время влияние увеличения фискальных расходов на инфляцию и рост американского ВВП уже отмечается и ФРС США, и международными аналитиками, в частности, МВФ. Напомним, ФРС прогнозирует, что цены в этом году вырастут на 3,4% (3% за вычетом продовольствия и энергии), но в 2022-м замедлятся до 2,1%.
При этом инфляция потребительских расходов, на которую ориентируется регулятор, в мае выросла на 3,9%, в том числе за вычетом продовольствия и энергии — на 3,4%, месяцем ранее показатель составлял 3,6% (3,1%). Но индекс роста цен (исторически показывает более высокую инфляцию) показал в июне ускорение до 5,4% (0,9% месяц к месяцу).
На следующий год в фонде и вовсе повысили прогноз на 1,4 процентного пункта, до 4,9% (в ФРС в июне ждали прироста на 3,3%, но эта оценка, вероятно, будет повышена в сентябре). ФРС уже дала слабый сигнал о возможном сокращении программы выкупа активов, отметив приближение экономики к целям по инфляции и занятости,— утверждение новых планов, вероятно, ускорит нормализацию политики регулятора.
Отметим, что сами по себе инфраструктурные программы в США, призванные закрыть часть различий в состоянии инфраструктуры в США в сравнении с развитыми странами ОЭСР, обсуждаются уже не менее 12 лет, а «социальная» программа в целом призвана сблизить стандарты социального перераспределения в США и Европе, к чему демократы в США призывают в целом с 1980-х. То, как медленно это, вполне естественно, происходит, демонстрирует масштаб реального сопротивления этому значительной части американского общества.