Аэрофлот опубликовал финансовые результаты по РСБУ за I квартал 2020 г.
Положительные тенденции IV квартала 2019 г., в том числе рост доходных ставок и снижение операционных затрат, продолжились в январе 2020 г. и должны были обеспечить улучшение рентабельности и финансового результата в отчетном периоде.
Однако беспрецедентное влияние распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на авиацию во всем мире привело к практически полной остановке международных полетов, а также к значительному снижению пассажиропотока на внутренних авиалиниях, что полностью нивелировало положительную динамику начала года и значительно ухудшило финансовый результат Аэрофлота в марте.
Динамика финансовых показателей подтверждена операционными результатами: если в феврале 2020 г., когда влияние коронавируса ограничивалось снижением спроса и загрузки на линиях между Москвой и пунктами Китая и соответствующим сетевым эффектом на трансфер, снижение пассажирооборота авиакомпании Аэрофлот составило 4,1%, то в марте пассажирооборот снизился на 43,6% в связи с прекращением полетов по другим международным направлениям и начавшимся снижением показателей на внутренних линиях. В результате, совокупное снижение пассажирооборота по итогам I квартала составило 17,9%.
Снижение пассажирооборота обусловило снижение выручки, которая по итогам I квартала 2020 г. составила 100 867 млн руб., что на 11,5% ниже аналогичного периода 2019 г. При этом доходные ставки увеличились на 7,5%, однако снижение загрузки на 9,1 п.п. привело к уменьшению удельной выручки на кресло-километр на 5,5% против аналогичного периода прошлого года.
Себестоимость продаж за I квартал 2020 г. составила 123 264 млн руб., что на 7,4% ниже показателя за аналогичный период 2019 г.
Ключевым драйвером снижения себестоимости стало сокращение емкостей на 6,6%, что привело к снижению переменных затрат, зависящих от объема деятельности. В частности, снижение показали затраты на авиационный керосин, прежде всего за счет снижения количества рейсов, расходы на обслуживание в аэропортах, а также расходы на обслуживание пассажиров на борту. Постоянные производственные затраты в связи со снижением объемов в марте существенно не изменились, небольшое снижение расходов на лизинг связано с выбытием шести воздушных судов, находившихся в лизинге у Аэрофлота, по сравнению с мартом 2019 г. Вместе с тем, расходы на техническое обслуживание и ремонт и вовсе показали небольшое увеличение, что связано с проведением плановых ремонтов в соответствии с графиком. В связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению инфекции были внедрены дополнительные процедуры предполетной подготовки и дезинфекции воздушных судов, на что были выделены дополнительные средства.
Валовый убыток по итогам I квартала 2020 г. составил 22,4 млрд руб., что на 17,8% больше чем убыток по итогам I квартала 2019 г.
В продолжение мер, начатых в 2019 г., разработаны дополнительные масштабные оптимизационные меры как в отношении производственных затрат, так и по снижению всех непроизводственных статей затрат, включая расходы на оплату труда управленческого персонала, общехозяйственные, консультационные, маркетинговые расходы, включая полный отказ от проведения рекламных мероприятий. Сокращение управленческих расходов, дополненное снижением затрат на системы бронирования в результате снижения спроса и закрытия бронирований на ближайшие месяцы, обеспечили совокупное снижение коммерческих и управленческих расходов на 21,8%.
Таким образом, резкое ухудшение ситуации в отрасли в марте вследствие распространения коронавирусной инфекции потребовало незамедлительного внедрения целого ряда оптимизационных инициатив, направленных на сокращение чистого убытка, который за I квартал 2020 г. составил 16,1 млрд руб. Этот результат сопоставим с показателем аналогичного периода 2019 г. (16,8 млрд руб.), который был аномально высоким вследствие существенного давления на расходы со стороны топливного и валютного факторов.
Ситуация в авиационной отрасли характеризуется крайне сложным состоянием: значительным снижением спроса и бронирований на ближайшие месяцы на фоне ограничений и запретов и ограниченными возможностями по оптимизации постоянных расходов, в том числе в связи с необходимостью сохранения ключевого летного и производственного персонала Аэрофлота. Компания проводит реструктуризацию своих обязательств, менеджмент ведет непрерывный диалог с контрагентами об улучшении условий и оптимизации графиков платежей, однако практически полная остановка полётов в апреле приведёт к значительному ухудшению финансового результата по итогам II квартала.
Комментарий Пучкарёва Дмитрия, БКС Брокер:
«Слабые финансовые результаты Аэрофлота по итогам I квартала были ожидаемы на фоне обвала операционных показателей в марте. Поэтому в динамике акций после выхода отчета отсутствует какая-либо выраженная негативная реакция. Более того, удручающие прогнозы на II квартал 2020 г. также не станут для рынка неожиданностью и уже отчасти учитываются в стоимости бумаг. Из-за этого акции Аэрофлота могут демонстрировать устойчивость, даже несмотря на серьезное ухудшение финансовых результатов».