Недавнее назначение Дональдом Трампом экономиста Питера Наварро на пост главы Национального торгового совета вызвало немало споров. Наварро известен своими "ястребиными" взглядами в отношении Китая.
Поэтому многие считают, что, назначив его, избранный президент США явно дает понять, что займет бескомпромиссную позицию в отношении Китая по вопросам торговли.
Наварро написал ряд книг и снял документальный фильм, в котором подверг критике Китай за недобросовестные торговые отношения, особенно с США. Он назвал Китай "жестоким, аморальным обманщиком".
Возможно, его самая цитируемая книга "Смерть от Китая" (Death by China), опубликованная в 2011 г., в которой он обвинил Китай в намеренном размывании производственного сектора Америки, манипуляции своей валютой в попытках сделать экспорт дешевле и создании неравных условий, при которых Китай может использовать рынки США, в то время как американские компании выдавливаются с китайского рынка.
Трамп открыто заявил, что считает аргументы Наварро в книге вполне ясными. Подразумевается, что это одна из причин, почему Наварро был выбран для работы на новом посту.
Взгляд на Китай извне меняется с резко положительного до крайне отрицательного, по мере того как меняется сама страна. И тем не менее большинство этих точек зрения не принимают во внимание весь контекст, связанный с Китаем и его дальнейшим развитием. В недавней статье Wall Street Journal называет аргументы Наварро "преувеличенными и устаревшими".
Китай значительно изменился, с тех пор как Дэн Сяопин настоял на большей экономической открытости во время его эпохального "южного визита" 1992 г. В 1990-х и отчасти 2000-х гг., страна, безусловно, получала выгоду от дешевой рабочей силы с ее ограниченной социальной защитой работников и низкими общими экологическими стандартами. Тем не менее затраты на рабочую силу в Китае неуклонно растут из-за более жестких регулирующих стандартов.
Несмотря на то что Китай по-прежнему сталкивается со значительными экологическими проблемами, он в настоящее время является ведущим сторонником глобального сотрудничества в борьбе с изменением климата и инвестирует миллиарды долларов для решения собственных проблем загрязнения окружающей среды.
Валютные манипуляции – еще одна распространенная мантра китайских паникеров. В настоящее время Китай использует свои валютные резервы, чтобы остановить падение юаня.
Даже если некоторые отрасли промышленности по-прежнему закрыты или частично закрыты для иностранных компаний (и негосударственных китайских компаний), тем не менее для компаний, независимо от их происхождения, открывается все больше секторов. И в этих открытых секторах конкуренция часто бывает чрезвычайно интенсивной.
Инфографика Золотовалютные резервы Китая Да, не для каждой американской компании созданы благоприятные условия в Китае, и тем не менее было бы ошибочно полагать, что абсолютно все американские компании выдавливаются с китайского рынка. Nike, Starbucks, General Motors, Ford, Honeywell и Apple – этим компаниям живется в Китае очень даже хорошо.
Многие экономисты различных политических пристрастий выразили поддержку идеям свободной торговли. В 2015 г. более десятка хорошо известных, в основном консервативных, экономистов, в том числе Алан Гринспен, Чарльз Л. Шульц, Бен Бернанке и Грег Мэнкью, выступили в защиту идеи свободной торговли. Они объявили свободную торговлю фундаментальным фактором укрепления американской экономики. Пол Кругман, нобелевский лауреат, либеральный экономист, является открытым сторонником свободной торговли.
Вместо торговой войны приемлемым путем является сотрудничество. Fuyao Glass, частная китайская компания по производству стекол для автомобилей, недавно объявила о своем намерении инвестировать $1 млрд, чтобы открыть заводы в Огайо и Мичигане. Эти заводы создадут более 3 тыс. рабочих мест для американских рабочих.
Глава Fuyao Цао Деванг заявил, что производство в США сейчас конкурентоспособно по сравнению с китайским, по крайней мере в той сфере, в которой работает его компания. В докладе американской исследовательской компании Rhodium Group, опубликованном в декабре под названием "Китайские инвестиции в США", отмечено, что если в 2009 г. в китайских компаниях работало 10 тыс. американцев, то сегодня - 100 тыс.
Rhodium также обнаружила, что большинство американских фирм, приобретенных китайскими компаниями, претерпели расширение после первоначального приобретения. Также отмечается, что китайские компании делают инвестиции в капиталоемкое производство, научно-исследовательские и опытные операции, которые будут приносить больше рабочих мест американским рабочим.
Ранее Rhodium прогнозировала, что китайские компании будут инвестировать от $100 млрд до $200 млрд, чтобы создать от 200 тыс. до 400 тыс. рабочих мест в США к 2020 г.
Возможно, Трампа обеспокоят инвестиции со стороны Китая (или других зарубежных стран) в секторах, которые поставили бы под угрозы национальные интересы США в сфере безопасности. Тем не менее есть еще много возможностей для инвестиций за пределами этой области. Инвестиции Fuyao – один из таких примеров. Приходят на ум и производство других видов автомобильных запчастей и расходных материалов, строительной техники, строительных материалов, потребительских товаров и розничная торговля.
Привлечение китайских компаний, для того чтобы инвестировать в США и строить заводы, особенно в регионе Ржавого пояса, – вот, вероятно, самый быстрый способ создать новые рабочие места, в которых США нуждаются сейчас особенно остро.
Многие из китайских компаний с такими планами и интересами не собираются "покидать Китай". Возьмите Fuyao: Китай остается крупнейшим рынком, но инвестирование за рубежом имеет смысл, учитывая новые международные возможности.
Кроме того, китайские инвесторы также заинтересованы в сфере услуг, СМИ, индустрии развлечений, а также технологиях, ориентированных на интернет. Такие инвестиции также позволят создать значительное количество рабочих мест.
Конкурентоспособность страны основана на ее устойчивых конкурентных преимуществах. И они приводятся в движение за счет инноваций, открытости и готовности к сотрудничеству. Учитывая заявленное стремление Трампа "сделать Америку великой снова", он должен сосредоточиться на том, как повысить конкурентные преимущества США. И здесь речь точно не идет об изоляционизме и торговых войнах.