PwC провела восьмое международное исследование частного и семейного бизнеса в 50 странах мира, включая Россию.
В рамках исследования были опрошены более 2 800 владельцев и руководителей компаний.
Несмотря на сложные экономические условия, российские частные компании продолжают развиваться, не меняя своих амбициозных планов.
В России, несмотря на сложную экономическую ситуацию, частные компании продолжали расти – 67% российских частных компаний продемонстрировали рост за последний финансовый год, опередив общемировой показатель (64%).
Более того, большинство руководителей планирует дальнейшее расширение бизнеса – 86% российских частных компаний нацелены на рост в течение ближайших 5 лет. Аналогичный показатель по миру составляет 85%.
По мнению большинства руководителей российских компаний, принявших участие в опросе, у частного бизнеса есть ряд характерных преимуществ, которые помогают преодолевать проблемы и успешно развиваться – дух предпринимательства, оперативность принятия решений и готовность принимать повышенные риски.
Руководители за рубежом в качестве ключевых характеристик своих компаний отмечают более сильную корпоративную культуру и многообразие критериев успеха.
Отвечая на вопрос о стратегии развития и целях на будущее, представители российского частного бизнеса говорят о стремлении повысить прибыль и обеспечить будущее бизнеса в долгосрочной перспективе.
Они также отмечают необходимость более профессионального управления компанией.
Важными задачами продолжают оставаться повышение операционной эффективности и сокращение затрат – данная тенденция не теряет своей актуальности уже на протяжении нескольких лет.
При этом руководители компаний признают, что главный фактор внешнего влияния на пути их развития – это общеэкономическая ситуация, конкуренция и нестабильность рынка.
В пятилетней перспективе основным направлением развития своего бизнеса представители российских частных компаний, так же, как и зарубежных, видят в увеличении выручки от тех же продуктов и услуг, что и сейчас.
Почему прибыль компаний растет, а инвестиции падают? Рост активности в сфере услуг России ускорился Промышленный PMI России достиг максимума с 2011 года Между тем, российские компании в меньшей степени планируют развивать бизнес за пределами своей страны, что отражает ситуацию с диверсификацией бизнеса в России: 63% респондентов ведут свой бизнес в рамках своей страны.
Руководители российских частных компаний признают преимущества цифровизации и риски, связанные с распространением новых технологий, а также говорят о важности непрерывного инновационного развития.
Руководители частных компаний все сильнее ощущают уязвимость их деятельности перед новыми цифровыми технологиями и бизнес-моделями. 60% респондентов отметили, что обсуждают вопросы инноваций и новых технологий на уровне совета директоров.
При этом большинство руководителей отмечает соответствие стратегии компании эпохе цифровизации и говорит о том, что их компании имеют реалистичный план внедрения инновационных технологий.
Одна из основных проблем частных компаний – роль семьи в бизнесе и передача управления бизнесом новому поколению.
25% владельцев российских компаний подтвердили, что представители следующего поколения семьи принимают активное участие в бизнесе, при этом половина из них занимает в компании высокие руководящие позиции, а другая половина выполняет функции линейных руководителей.
Данный показатель в зарубежных компаниях составляет 69%.
Участие членов семьи в бизнесе придает взаимоотношениям эмоциональный характер, создает риски развития конфликтных ситуаций.
Важно отметить, что частные компании в России продолжают внедрять процедуры и механизмы, которые выводят их деятельность на более профессиональный уровень – 57% частных компаний в России имеют по крайней мере одну процедуру или механизм урегулирования конфликтных ситуаций.
Однако это значительно ниже среднемирового показателя, составляющего 82%.
Еще одним важным вопросом развития является вопрос преемственности.
У 60 % российских частных компаний имеется план преемственности в том или ином виде в отношении руководящих должностей.
Тем не менее, лишь 6% компаний признают, что этот план является эффективным и документально оформленным, что сопоставимо с показателем за 2014 год (5%), но гораздо ниже общемирового (15%).
Своеобразным рубежом в модели частного бизнеса является переход прав и полномочий от одного поколения к другому.
Только 11% российских владельцев бизнеса планируют передать бизнес следующему поколению, что значительно ниже показателя за рубежом – 39%.
Значительная часть российских владельцев (39%) планирует продать бизнес, за рубежом только 17% респондентов говорят о продаже бизнеса в перспективе.