В ходе своего выступления с ежегодным посланием Федеральному Собранию президент России Владимир Путин уделил особое внимание экономической и социальной политике страны, а вся речь, в основном, была посвящена решению внутренних проблем.
"Сегодня, как обычно, речь в послании пойдет о наших задачах в экономике, социальной сфере, во внутренней и внешней политике. Больше внимания на этот раз уделим экономике, социальным вопросам и внутренней политике. Нам приходится решать все эти задачи в сложных, неординарных условиях, как это не раз бывало в истории. И народ России вновь убедительно доказал, что способен отвечать на непростые вызовы", - отметил Путин.
Выступление длилось около 70 минут, и за это время, конечно, невозможно затронуть все основные аспекты и темы, влияющие на развитие национальной экономики и обеспечивающие перспективы на долгосрочный период.
Экономическая стратегия России Владимир Путин поручил правительству разработать долгосрочную программу развития до 2025 г.
"Поручаю правительству с участием ведущих деловых объединений не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 г., реализация которого позволит уже на рубеже 2019-2020 гг.. выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике", - заявил он.
Отдельно стоит отметить необходимость четкого понимания процессов, происходящих в мировой и отечественной экономике. Без него будет невозможность создать правильный алгоритм действий в рамках такой программы.
Путин подчеркнул, что прогноз должен быть выверенным и отражать взаимозависимость секторов и сегментов экономики.
«Надо четко определить, какой вклад в экономический рост внесут улучшение делового климата, запуск крупных инвестиционных проектов, наращивание несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, другие меры, какова будет роль регионов и отдельных отраслей производства», - отметил он.
Это крайне позитивное замечание, поскольку без понимания четкой взаимосвязи между секторами, а также событиями в мировой экономике, которые привели к нынешнему кризису, будет невозможно не только эффективное восстановление, но и противостояние подобным угрозам в будущем.
«Хочу подчеркнуть: стабилизация на означает автоматического перехода к устойчивому подъему. Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки. Изначально нам придется постоянно ужиматься, экономить, откладывать на потом свое развитие, и такого мы себе позволить не можем», - заявил президент.
Состояние экономики Путин отметил, что страна прошла непростой путь в последние два года, так как столкнулась с серьезными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, санкциями. Он отметил, что внешние силы пытались заставить РФ «плясать под чужую дудку», пренебрегая фундаментальными национальными интересами.
Тем не менее, он признал, что главные причины экономического кризиса кроются во внутренних проблемах.
«Однако главные причины торможения экономики кроются, прежде всего, в наших внутренних проблемах: дефиците инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточном развитии конкуренции, изъянах делового климата», - отметил президент.
С основными негативными последствиями уже удалось справиться.
"Мы обеспечили макроэкономическую устойчивость", - заявил президент. Спад в российской экономике в 2016 г. составит всего 0,3%. Уже наметился рост промышленного производства.
"Напомню, что самая низкая инфляция зафиксирована в 2011 г. - 6,1%. Повторяю еще раз: в этом году может быть меньше даже. Это значит, что в следующем мы, действительно, можем достичь целевого показателя в 4%", - подчеркнул Путин и добавил, что это хорошая база для того, чтобы добиться существенного роста экономики
Президент напомнил, что в 2015 г. инфляция составила 12,9%.
"Надеюсь, что в этом году она не поднимется выше 6%, это будет 5,8%. Динамика, очевидно, положительная и существенно позитивная", - отметил Путин.
Глава государства сообщил о прекращении спада в реальном секторе и о тенденции к небольшому росту промышленности.
Также он рассказал о состоянии резервов: «Мы сохранили финансовые резервы. Общий объем у нас Резервного фонда - 1,992 трлн руб., а ФНБ - 3,133 трлн руб. Это в долларовом эквиваленте составляет $103,86 млрд. Не уменьшились, а даже подросли золотовалютные резервы ЦБ. Если в начале на 1 января 2016 г. это было $368,39 млрд, то сейчас $389,4 млрд. Здесь динамика тоже положительная».
Аграрно-промышленный комплекс кормит страну Агропромышленный комплекс - отрасль, которая кормит страну и завоевывает международные рынки, а ведь совсем недавно о ней говорили не иначе, как о "черной дыре". Толчок развитию дали санкции.Путин посвятил состоянию и перспективам сельского хозяйства достаточно большую часть своего доклада. Сельское хозяйство вообще является точкой роста мировой экономики в настоящее время, поэтому и для России такое внимание к этому сектору со стороны президента является позитивным сигналом.
По его словам, мнение об АПК как о «черной дыре», которое долгое время были основным в РФ, уже не соответствует действительности.
«АПК – успешная отрасль, которая кормит страну», – подчеркнул Путин.
При этом он предложил дать регионам большую самостоятельность в отношении распределения субсидий, так как именно от региональных властей зависит успешное развитие сектора. Но президент отметил, что большая свобода также означает повышение ответственности: «Если мы даем больше самостоятельности в использовании средств бюджета, то и ответственность регионов за их эффективное вложение и решение проблем также должна возрасти. Необходимо уделить особое внимание поддержке сельскохозяйственной кооперации».
Также не обошлось без упоминания санкций.
"Как у нас в народе говорят: нет худа без добра, наши так называемые партеры ввели санкции, мы — ответные меры. Ну, помогли на внутреннем рынке нашим сельхозпроизводителям, но мы не должны забывать, что это не может и, наверное, не будет вечно продолжаться", — сказал глава государства и добавил, что потребители, в любом случае, нуждаются в конкурентном рынке, поэтому сейчас необходимо пользовать сложившейся благоприятной ситуацией.
Он заявил, что уже сейчас экспорт сельскохозяйственной продукции приносит больше дохода, чем продажа вооружений, и этого раньше было невозможно представить.
В прошлом году объем экспорта такой продукции составил 16,2 млрд руб., по итогам 2016 г. показатель будет еще больше.
Перевод ОПК на производство гражданской продукции Оборонно-промышленный комплекс показал хороший пример другим отраслям. Однако теперь необходимо нецелиться на выпуск гражданской продукции, ведь заказ Министерства обороны не может быть долго на столь высоком уровнеВопрос развития оборонно-промышленно комплекса России всегда стоял достаточно остро. Кроме того, уже давно стало ясно, что исключительно на госзаказе и экспорте вооружений сектор не сможет существовать долго, а значит необходимо было поднимать вопрос о переводе ОПК на производство гражданской продукции.
Именно это и сделал Владимир Путин.
«Мы провели глубокую модернизацию предприятий ОПК. Необходимо нацелить отрасль на выпуск современной конкурентоспособной гражданской продукции для медицины, энергетики, авиации, судостроения, космоса. В ближайшее десятилетие ее доля должна составить не менее трети от общего объема производства в ОПК», – заявил он.
При этом он озвучил достаточно четкие цели по доли производства гражданской продукции на предприятиях ОПК: в 2016 г. доля составил 16,1%, к 2025 г. – 30%, к 2030 г. – не менее 50%. В ближайшие пять лет доля не будет сильно расти, поскольку сейчас у Министерства обороны много заказов в связи с выполнением соответствующих программ вооружений.
«Я прошу правительство организовать системную работу по решению этой задачи с участием институтов развития, ВЭБ, Российского экспортного центра, Фонда поддержки промышленности», – заявил президент.
Также он сообщил о росте производства в 2016 г. на 10,1%, а также об ожидаемом роста производительности труда в секторе на 9,8%.
Развитие медицинских технологий Учитывая, что рост экономики во многом зависит от человеческого капитала, естественный прирост населения является важнейшей задачей государства. Усилия властей направлены на внедрение демографических программ.Согласно современным экономическим теориям, следующий экономический бум может быть достигнут с помощью развития медицинских технологий. Поэтому России крайне важно не отставать в этом сегменте. Владимир Путин этому вопросу посвятил большую часть своего послания.
"За последние десять лет в 15 раз увеличился объем высокотехнологичной медицинской помощи. Сотни тысяч сложных операций делаются не только в ведущи федеральных центрах, но и в региональных клиниках. Если в 2005 г., когда мы начали эту программу, 60 тыс. человек в России получали высокотехнологичную медицинскую помощь, в 2016 г. это будет уже 900 тыс. Тоже нужно еще двигаться дальше. Но, все‑таки, сравните 60 тыс. и 900 тыс. Разница существенная», - заявил президент.
Он сказал, что в следующем году необходимо внедрить механизмы устойчивого финансирования высокотехнологичной помощи. Это даст возможность и дальше повышать ее доступность, сокращать сроки ожидания операций.
Путин отметил, что проблемы в здравоохранении сохраняются в целом, особенно в первичном звене, и его развитию необходимо уделить приоритетное внимание.
Начиная с будущего года на базе федеральных и региональных медицинских центров и вузов будет организована регулярная переподготовка врачей. При этом специалист с помощью образовательного сертификата сможет сам выбрать, где и как повысить свою квалификацию.
Также будет увеличиваться уровень информатизации здравоохранения, чтобы сделать удобной и простой запись на прием, ведение документации.
Также с помощью информационных технологий будет существенно повышена эффективность контроля за рынком жизненно важных лекарств. Это позволит избавиться от подделок и контрафакта, пресечь завышение цен при закупках медикаментов для больниц и поликлиник.
В течение ближайших двух лет предлагаю подключить к скоростному интернету все больницы и «поликлиники нашей страны. Это позволит врачам даже в отдалённом городе или посёлке использовать возможности телемедицины, быстро получать консультации коллег из региональных или федеральных клиник. Хочу обратить на это внимание министерства связи. Министр заверил нас, что эта задача абсолютно реалистична, выполнима», - сказал президент.
Развитие технологического сектора Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию предложил за два года подключить к скоростному интернету все медицинские учреждения для развития телемедицины. Также он призвал продлить льготы по страховым взносам для IT-компаний.Без высоких технологий развитие современной экономики невозможно. При этом Россия в значительной степени оказалась в числе отстающих в гонке в рамках 5-го технологического уклада, который формировался в конце ХХ века.
К сожалению, политические и экономические последствия не дали РФ занять ведущее место во всеобщей компьютеризации, введении Интернета, создании новых химических технологий, новых материалов и т.д., хотя СССР был лидер в гонке за 4-й технологический уклад. Доля таких технологий в экономике должны была составлять до 60%, но в России этот показатель значительно ниже.
Сейчас необходимо готовится к внедрению технологий 6-го технологического уклада, а это, прежде всего, повсеместное использование прорывных технологий, в том числе нанотехнологических, например, графена.
Путин назвал IT-индустрию одной из самых быстро развивающихся отраслей отечественной экономики. По его словам, объем экспорта за пять лет вырос вдвое, достигнув $7 млрд, хотя еще недавно показатель приближался к нулю.
"Предлагаю запустить масштабную программу развития экономики нового технологического направления, так называемой цифровой экономики. В ее реализации будем опираться именно на российские компании, на исследовательские и инжиниринговые центры страны. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости страны", - сказал Путин.
Судя по этим словам, вопрос внедрения технологий в экономику будет наращиваться, у России есть еще более 20 лет, чтобы достигнуть необходимо пика в рамках 6-го технологического уклада.
При этом президент также отметил, что в отрасли растут выручка и налоговые поступления, и это было достигнуто за счет льгот по страховым взносам.
"Минфин просил меня не говорить, что это только благодаря льготам. Я говорю, что были и другие инструменты поддержки отрасли, но все-таки надо признать, что эти льготы сыграли свою существенную роль в поддержке IT-компаний. Эта мера позволила им эффективно реализовать свой интеллектуальный и новаторский потенциал", - резюмировал Путин.
Поэтому он предложил продлить эти льготы.
"В начале пути, в 2010 г., их налоговые отчисления составляли 28 с небольшим миллиардов рублей, а через два года - уже 54 млрд руб. При этом так называемые выпадающие доходы с учетом льгот - всего 16 млрд руб. Чтобы поддержать такую динамику предлагаю продлить эти льготы до 2023 г.", - заявил Путин.
Также он отметил, что необходимо коммерциализировать научные разработки, превратить исследовательские и научные заделы в успешные коммерческие продукты.
"В следующем году на базе ведущих вузов, в том числе региональных, будут созданы центры компетенции. Они призваны обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектов, связанных с формированием новых отраслей и рынков. Мощным фактором накопления научных и технологических заделов для экономического роста и социального развития должна служить фундаментальная наука", - заявил Путин.
Строительство жилой недвижимости Традиционно строительство является одним из индикаторов состояния экономики, поэтому этот сектор необходимо поддерживать.
"В 2015 году в России было введено более 85 миллионов квадратных метров жилья. Это рекордный показатель за всю историю страны", - констатировал глава государства.
Тем не менее, сейчас стоимость квадратных метров слишком высока, многие семьи просто не могут себе позволить купить жилье. Речь идет не только о столице, но и о региональных центрах.
В связи с этим Путин отметил, что необходимо не только построить, но и реализовать недвижимость.
"Поэтому нужно поднимать покупательные возможности людей, я имею в виду нашу программу поддержки ипотеки", - сказал президент.
Развитие Дальнего Востока Отдельно президент затронул тему развития Дальнего Востока. Он поручил правительству выполнить все обязательства, которые были приняты ранее.
"Я прошу правительство выполнить все принятые ранее обязательства в отношении Дальнего Востока. Активная восточная политика России продиктована не конъектурой, не охлаждением отношений с США, а национальными интересами", — заявил Путин.
Для России Дальний Востока должен стать главной платформой технологического сотрудничества и кооперации с огромным количеством стран. По такому пути, например, идет Китай, который заключает соглашения о сотрудничестве в сфере науки и технологий со странами, находящимися вдоль Шелкового пути.
В данном случае, России даже не надо начинать такой глобальный проект, как «Шелковый путь», так как для развития этого потенциала есть все исходные данные.
В частности, Владимир Путин о необходимо развития сотрудничества с азиатскими странами.
"Российско-китайское партнерство служит образцом миропорядка, построенного на гармоничном учете интересов всех государств. Каждый год у нас появляется новые совместные проекты. Также приоритетом нашей внешней политики является развитие отношений с Индией и Японией. У нас есть огромный потенциал сотрудничества с азиатскими странами", — отметил президент.
Банки и кредитование экономики Путин предложил подумать, как стимулировать кредитование банками реального сектора экономики, поддержал пропорциональное регулирование в банковском секторе.
"Проведено оздоровление банковской сферы, оно и продолжается Центральным банком. Все это является хорошей основой для быстрого оживления экономики, развития кредитования реального сектора. В целом в ряде государств для банков были созданы стимулы кредитования именно реального сектора экономики, при этом в некоторых странах обсуждается ограничение возможности вкладывать привлеченные средства в финансовые инструменты.
Я не говорю, что все, что делается за рубежом, нам нужно слепо копировать, тем более, что российская экономика и ее структура существенно отличается от других стран, которые применяют такие меры. Но проанализировать всю эту практику, взять на вооружение все то, что нам подходит, можно и нужно", - указал Путин.
Во многих странах успешно работает небанковский финансовый сектор, и его следует развивать в России. "Все это позволяет привлекать в экономику средства инвесторов и граждан через облигации и другие механизмы. Рассчитываю, что Банк России и правительство совместно проработают предложения по развитию финансового рынка. Все должно быть, конечно, нацелено на задачи экономического роста. При этом любые изменения не должны вести к проявлению макроэкономических дисбалансов и к надуванию так называемых "пузырей" в экономике", - заявил глава государства.
Путин поддержал пропорциональную систему регулирования банковского сектора (разделение банков на три группы - системно значимые, универсальные и банки с базовой лицензией, специализирующиеся на кредитовании МСП и физлиц).
"Такое дифференцированное регулирование банковской системы позволит клиентам обращаться в банк, наиболее соответствующий их потребностям, а малый бизнес не будет испытывать конкуренцию за кредитные ресурсы с крупными компаниями", - заявил президент.
Пропорциональное регулирование не создаст рисков для банковской системы, учитывая скромную долю небольших банков - всего 1,5% от банковских активов. "Каждый из уровней банковской системы должен быть здоровым и устойчивым, чтобы клиенты и вкладчики могли быть уверены в защищенности своих средств", - подчеркнул Путин.
Налоги России нужна предсказуемая налоговая система, которая должна работать на главную цель - поощрение деловой активности. В 2017 г. необходимо произвести настройку налоговой системы, а до 2018 г. - принять все поправки в налоговый кодекс, отметил президент.
"Предлагаю в течение следующего года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы, обязательно сделать это с участием деловых объединений. Несмотря на внутриполитический календарь, нам все равно необходимо в 2018 г. подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 г. ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период.
В 2014 г. было принято решение зафиксировать действующие налоговые условия для бизнеса. Мы не стали пересматривать их, несмотря на изменения в экономической ситуации. Это позитивно сказалось на работе предприятий. Вместе с тем, мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель - стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиции, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий. Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их более адресными, отказаться от неэффективных инструментов", - подчеркнул президент.
Дорожная сеть В своем Послании Федеральному Собранию глава российского государства призвал уделить внимание федеральным трассам.
Масштабные работы по модернизации дорожной сети идут также в Москве и Санкт-Петербурге. А с 2017 года такие же масштабные проекты будут реализовываться в городах и городских агломерациях с населением около 40 миллионов человек.
"Решение принято, средства намечены соответствующие, нужно только эффективно работать", — подчеркнул Владимир Путин.
Строительство Крымского моста через Керченский пролив идет по графику, констатировал он. Это объект общенационального значения, подчеркнул президент
О чем не сказал Владимир Путин К сожалению, формат послания не позволяет остановиться на всех аспектах развития отечественной экономики, поэтому много вопросов еще осталось нераскрытыми.
Так, например, касаясь вопроса развития промышленности, в РФ есть «Фонд развития промышленности», этот инструмент показал свою эффективность, но его необходимо докапитализировать. Нет никакого смысла придумывать новые институты развития или искать новые пути, если есть уже работающие и успешные инструменты.
Кроме того, необходимо решить вопрос «длинных денег» в экономике. Здесь помогло бы развитие института инфраструктурных облигаций, о чем говорят экономисты и представители бизнес-сообщества, но, в целом, вопрос почти не прорабатывается.
Частично президент упомянул необходимость четкого понимания взаимосвязи секторов экономики в рамках плана развития экономики, но, возможно, стоит поднять тему нового межотраслевого баланса. Когда правительство принимает решения по, например, налоговому маневру в нефтяном секторе, необходимо точно понимать, как это отразится на металлургии, строительстве и так далее. Сейчас этого нет, поэтому многие решения не достигают максимальной эффективности.
Если мы говорим о необходимости более активного строительства, то этот вопрос должен прорабатываться более тщательно. Возможно, возвращение национальных проектов сыграло бы позитивную роль, но совершенно ясно, что по строительству нужна новая и масштабная программа.
Вопрос финансовой грамотности также не поднимался, хотя это крайне важный фактор развития финансового сектора. Повышение финансовой грамотности населения означает не только знания о кредитах, депозитах и т.п., но и популяризацию предпринимательства, малого бизнеса. Без этих программ, даже стимулируя предприятия малого бизнеса, будет крайне сложно добиться значительного роста доли малого бизнеса в экономике. Грубо говоря, мальчики должны мечтать открыть свое дело, как в 60-х мечтали стать космонавтами. Сейчас идет работа над улучшением условия для таких предприятий, но информационной поддержки практически нет.
Пенсионная реформа
Острым вопросом остается пенсионная реформа, хотя сейчас этот вопрос вообще является одним из основных во многих странах мира. Совершенно ясно, что сейчас нет иного пути для достижения хотя бы относительно баланса в пенсионной системе, кроме повышения пенсионного возраста. Власти отложили этот вопрос до 2018 г., но обсуждать его необходимо уже сейчас.
Кроме того, коэффициент замещения дохода у выходящих на пенсию остается чрезвычайно низким.
С этим необходимо бороться, в том числе за счет модернизации накопительного механизма пенсионной системы. Самостоятельно увеличивать накопительную часть готовы очень немногие граждане страны, поэтому, с одной стороны, нужна масштабная информационная компания, с другой – помощь государства для стимулирования роста этих отчислений.
Прежде всего речь идет о налоговых льготах тем работодателям, которые помогают гражданам, не имеющим возможность увеличивать накопительную часть пенсии.
Приватизация
Также президент не сказал о приватизации. Между тем, тотальная приватизация сейчас опасна. Да, снижение доли государства в экономике в большинстве случае полезно. Еще несколько лет назад Евгений Примаков говорил, что без приватизации госсобственности обойтись сложно, но проводить ее необходимо не только с оглядкой на пополнение бюджета.
Но критерием ее необходимости должен быть уровень эффективности производства при том или ином собственнике.
Зачем продавать актив, если он приносит прибыль? Да, в бюджет будут перечислены необходимые деньги, и часто очень большие, но в долгосрочном периоде бюджет получит еще больше в виде дивидендов. Кроме того, в некоторых случаях, например в финансовом секторе, отказ государства от контроля над компаниями может снизить их устойчивость.
С точки зрения государства, полностью приватизировать есть смысл компании, которые не приносят прибыль и повысить эффективность которых практически невозможно.
Вопрос об эффективности и необходимости приватизации остается открытым, но совершенно ясно, что нельзя проводить продажу госактивов ради самой продажи. Более того, текущая макроэкономическая ситуация, когда дешевеют активы по всему миру, совсем не располагает к выгодным сделкам.
Можно продать акции Сбербанка и "Роснефти", инвесторы их купят, так как сейчас цены весьма привлекательны, а крупные инвестиционные компании подтверждают, что стоимость сильно недооценена, но насколько сиюминутная прибыль сейчас важнее стабильного дохода в долгосрочном периоде? Возможно, правительству стоило бы рассмотреть вопрос о повышении эффективности распределения прибыли акционерам в компаниях, находящихся под государственном контроле и получающих прибыль, обеспечить более справедливые дивиденды, и только потом принимать решения о возможной приватизации.
И если потенциальные инвесторы будут знать, что они гарантировано получат дивиденды, общий объем которых будет составлять не 3,5% от прибыли и даже не 25%, а значительно больше, то шансы на успешную и выгодную приватизацию заметно вырастут.