Вот уже два года аналитики и эксперты нефтегазовой отрасли пытаются спрогнозировать цены на нефть. Изначально никто не прогнозировал падение цен на нефть в 2014 г., поэтому для всех стало неожиданностью, когда цена на баррель нефти упала со $100 до $30.
После падения цен многие аналитики ожидали быстрого восстановления, которое, по их мнению, должна была стимулировать волна банкротств сланцевых компаний США.
Тем не менее и эти прогнозы не оправдались, и цена на нефть осталась на уровне $30-50 за баррель в течение более длительного периода, чем предполагалось изначально.
И теперь, когда все начали прогнозировать еще более длительный период низких цен, они стали подниматься выше $50 за баррель – реакция на заявления стран ОПЕК и России о том, что они готовы сократить добычу.
Все это происходило не потому, что аналитики, прогнозирующие цены на нефть, шарлатаны, которые не знают, что делают.
Ссылки по теме Танкаев: рост цен на нефть невыгоден нефтяникам Идеальный рецепт: спекулянты поверили в ОПЕК Рост цен на нефть: факторы "за" и "против" Скорее проблема в том, что на изменения цен на нефть оказывают влияние самые разные факторы: экономический рост, процентные ставки, демография, региональная и внутренняя политика, даже погодные условия и многое-многое другое.
А эти факторы, как правило, довольно сложно спрогнозировать.
Кроме того, финансовые рынки сделали так, что цены на нефть не могут отделиться от этих факторов.
Так, цены на нефть могут меняться накануне какого-то события, даже еще до того, как что-то реально происходит. И это не всегда оправданно.
Несомненно, прогнозировать цены на нефть – это очень сложно. Однако это не говорит о том, что вообще не стоит этого делать.
Без этих прогнозов мы не узнали бы о том, какие факторы оказывают влияние на цены на нефть.
Сопоставление прогноза и реальных цен на нефть часто приводит к тому, что выясняются новые факторы, которые оказывают влияние на цены и которые ранее при составлении прогноза не учитывались.
Одним из примеров стала способность американских сланцевиков использовать инновации.
Другими словами, несмотря на то что прогнозы по ценам на нефть могут быть не всегда точными, они все же способствуют лучшему пониманию процессов, происходящих на нефтяном рынке.
И то, что со временем прогнозы не стали более точными, объясняется тем, что рынок становится все более сложным.
Появляются новые факторы, которые также оказывают влияние на цены на нефть, при этом зачастую компенсируя воздействие ранее выявленных и ранее установленных факторов.
А на долгоиграющих рынках при возрастании сложности растет и степень неопределенности.
Нефтяная промышленность разработала определенные техники, направленные на то, чтобы справиться с этой неопределенностью. Это сценарное планирование и управление стратегическими рисками.
Прогнозы по ценам на нефть являются важной составляющей этих инструментов.
Поэтому прогнозы по ценам на нефть так необходимы.
На данный момент многие аналитики придерживаются мнения о том, что восстановления цен не произойдет в среднесрочной перспективе.
По их мнению, на цены на нефть влияет ряд факторов. Ниже указаны эти факторы.
ОПЕК На страны-члены ОПЕК в настоящий момент приходится почти треть мировой добычи нефти. Именно поэтому у картеля есть возможность оказывать серьезное влияние на поставки нефти.
Недавнее заявление о готовности сократить уровень добычи знаменует изменения политического курса картеля.
С 2014 г. страны стремились к тому, чтобы защищать свою долю рынка. Однако теперь создается ощущение, что страны ОПЕК вернулись к стратегии управления ценами.
Однако многие эксперты выражают сомнение относительно того, что ОПЕК действительно сможет придерживаться данной стратегии.
Так, необходимо согласовать детали по объемам сокращения добычи внутри ОПЕК.
А так как все страны пытаются выжить в условиях низких цен на нефть, это будет нелегко.
Разногласия среди стран ОПЕК относительно статистики добычи говорят о том, что среди стран также существуют и разногласия по поводу того, какими должны быть следующие шаги по сокращению.
Но даже если соглашение по сокращению добычи будет заключено, аналитики вспоминают то, что картель не раз обманывал и шел в обход официальных соглашений.
Так, среди инструментов, которые использовали раньше страны-члены ОПЕК, чтобы избежать влияния официальных соглашений, было наращивание добычи непосредственно перед заключением соглашения о сокращении добычи.
А так как в отчете ОПЕК за сентябрь уровень добычи достиг рекордного значения 33,6 млн баррелей в сутки, есть мнение, что и на этот раз некоторые страны будут придерживаться этой тактики.
Кроме того, остается под вопросом и то, насколько сильно сокращение добычи повлияет на объем нефти, который окажется на мировом рынке.
Так, Рустам Танкаев, глава "ИнфоТЭК-Терминал", отмечает два важных аспекта в вопросе о соглашении между странами ОПЕК и Россией.
"Складывается очень забавная ситуация для России. Здесь есть два аспекта.
Во-первых, на самом деле договариваются высокие стороны вовсе не о том, о чем надо было бы договариваться. Договариваться надо не о заморозке добыче, а заморозке экспортного потенциала.
Вы можете добывать сколь угодно много, но, например, Соединенные Штаты занимают третье место в мире по добыче нефти. При этом они занимают первое место в мире по импорту. Если вы добываете меньше, чем вам нужно, вы все равно будете нефть ввозить.
Таким образом, экспортный потенциал - это то, что влияет на мировой рынок.
Во-вторых, в России сейчас очень серьезный экономический кризис. И этот экономический кризис привел к тому, что в России быстро падает потребление нефтепродуктов. Поэтому при фиксированной замороженной добыче экспорт нефти и нефтепродуктов из России растет.
Это обстоятельство правительство России и принимает во внимание, когда говорит, что мы готовы заморозить добычу. Но кроме мнения правительства есть мнение нефтяных компаний.
Вот это два лагеря, которые по своим целям, задачам и результатам работы совершенно противоположны. Нефтяные компании не заинтересованы в высоких ценах на нефть, как это не странно".
Мировой экономический рост Совершенно очевидна связь между экономическим ростом и спросом на энергоресурсы, в частности, на нефть.
По мере того, как экономика страны растет, ей требуется больше энергии. И наоборот, страны с доступом к дешевой энергии имеют больше шансов на экономический рост.
Именно поэтому прогнозы роста мировой экономики в значительной степени повторяют прогнозы спроса на нефть.
Тот факт, что мировой экономический рост был регулярно переоценен в последние два года, оказал значительное влияние на избыток нефти на рынке.
Фактически, нефтяная промышленность инвестировала миллиарды в ожидании роста спроса, который так и не состоялся.
Среди экономистов бытует мнение, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе мировой экономический рост будет меньше, чем мир привык за период после Второй мировой войны.
Так, МВФ предупреждает, что грядет период довольно слабого роста под влиянием факторов, которые, согласно некоторым из них, не так-то просто разрешить, а согласно другие, невозможно разрешить вообще.
Однако даже возможность слабого экономического роста находится под угрозой, а это совсем не внушает оптимизма в отношении прогноза по ценам на нефть.
Многие ключевые экономики мира находятся в неблагоприятном положении. Так, Абэномика в Японии считается крахом. В Европе долговой кризис так же никуда не делся.
А выход Великобритании из ЕС означает дополнительные риски для экономического роста.
Кроме того, на рынках остается обеспокоенность по поводу снижения темпов экономического роста в Китае, который в реальности ниже, чем говорит официальная статистика.
Помимо этого, существует проблема мирового долга, который вырос до рекордного уровня.
Так как энергоэффективность становится все более важным аспектом, на который обращают внимание правительства стран мира, существует большая вероятность того, что рост спроса на нефть будет постепенно снижаться, а это, в свою очередь, приведет к тому, что цены будут держаться в районе $50 за баррель.
Спрос на нефть в Китае Китай играл ключевую роль на нефтяном рынке в период с 1999 по 2014 год, так как именно в этот период спрос на нефть в Китае росла на число, эквивалентное общему объему потребления нефти в Японии и Великобритании. В настоящий момент Китай – крупнейший в мире импортер нефти.
Ссылки по теме Китай обогнал США по объемам импорта нефти Экспорт Китая упал на 10%: жесткая посадка началась? Китай за 9 месяцев года нарастил импорт нефти на 14% Несмотря на то, что рост китайской экономики замедлился за последние годы, спрос Китая на нефть продолжает расти теми же темпами.
Это связано с тем, что Китай использовал период низких цен, чтобы пополнить стратегические и коммерческие запасы.
Согласно некоторым данным, Китай покупал 0,5 млн баррелей в сутки в среднем в 2015 году и 0,9 млн баррелей в сутки в среднем в 2016 году.
Несомненно, такой спрос не может быть вечным, так как в какой-то момент все хранилища Китая будут заполнены.
При этом неизвестно точно, каков объем хранилищ в Китае и насколько они заполнены к настоящему моменту.
Но по мере того, как стратегические запасы будут заполнены, импорт нефти в Китай будет падать, а с ним упадет и цена на нефть.
Технологические инновации и оптимизация процесса Как финансируется геологоразведка в условиях низких цен на энергоносители? Как решают проблемы развития минерально-сырьевой базы России. Об этом в эксклюзивном интервью рассказал Роман Панов, генеральный директор акционерного общества "Росгеология".В начале 2015 года многие аналитики, которые составляли прогнозы по ценам на нефть, предполагали, что американские сланцевики отреагируют на снижение цен сокращением объемов добычи, так как слаецевая добыча в то время стоила больше, чем цены на нефть.
Однако эти ожидания так и не подтвердились. Добыча нефти в США сократилась всего на 0.8 млн баррелей в сутки в период с апреля 2015 по май 2016 года. Дело в том, что американские сланцевые игроки смогли существенно снизить операционные затраты.
Частично они смогли остаться на плаву благодаря пересмотру контрактов с поставщиками и сервисными компаниями, однако по большей части это произошло благодаря инновациям и оптимизации процесса.
Вот что говорит Рустам Танкаев: «Что касается себестоимости. Я не буду спорить с этими цифрами. Думаю, что они близки к тому, что в реальности наблюдается в жизни. Но я хочу напомнить, что такое себестоимость. Себестоимость добычи нефти состоит из 3 частей.
Операционные затраты на добычу нефти - это неизбежная часть, от нее никто деваться никуда не может. Так вот, операционные затраты на добычу нефти в России самые низкие в мире. Они составляют $2,1 за баррель. Операционные затраты в Саудовской Аравии составляют $3 за баррель, операционные затраты на добычу сланцевой нефти в Соединенных Штатах составляют сейчас порядка $35 за баррель.
Но кроме этого есть капитальные затраты на обустройство месторождений, обслуживание кредитов, взятых под эти работы, погашение кредитов. То есть получаются такие цифры. Но, понимаете, страна может работать без кредитов на свои деньги, как Саудовская Аравия.
Соответственно и себестоимость будет совершенно иная. Капитальные затраты можно на время заморозить, соответственно и себестоимость резко упадет. Нельзя изменить только операционные затраты. Поэтому, когда мы обсуждаем вот эти все вещи, конечно, нужно говорить о полной себестоимости, но сравнивать страны между собой лучше по операционным затратам».
Многие аналитики ожидают, что американские сланцевые компании будут продолжать вводить инновации в процесс добычи нефти, что приведет к дальнейшему снижению операционных затрат.
В конвенционной добыче, по мнению аналитиков, будут наблюдаться аналогичные тенденции, которые приведут к снижению операционных затрат. Это приведет к росту добычи нефти, а, следовательно, окажет понижающее давление на цены.
Автомобильная революция Нефтяная промышленность была довольно стабильной в течение всей истории существования. Технологии по разведке, разработке месторождений и переработке нефти существенно изменились, сам по себе продукт никогда не становился конкурентом для других источников энергии. До недавнего времени.
Под влиянием целого ряда факторов – контроль за выбросами парниковых газов, изменения потребительских предпочтений, переход на электронные носители и урбанизация – автомобильная промышленность в настоящий момент переживает трансформацию.
Так, отмечается переход от двигателей внутреннего сгорания к электродвигателям и автомобилям на топливных элементах.
Около двух третей спроса на нефть связаны с транспортом, а это имеет долгоиграющие последствия для нефтяной промышленности, так как может негативно повлиять на спрос уже к 2030 году.
Потенциал роста Помимо факторов, которые оказывают понижающее давление на цены на нефть, есть и такие, которые могут оказать повышающее давление.
Вот они.
Недофинансирование разведки Сокращение расходов на разведку в связи с падением цен на нефть в 2014 году привело к тому, что обнаружение новых месторождений упало до 60-летнего минимума в 2015 году.
При этом расходы на поддержку добычи на освоенных месторождениях также были значительно сокращены.
Среднемировые темпы естественного сокращения добычи на освоенных месторождения оцениваются в 6% в год.
Поэтому если в 2016 и 2017 годах не будет восстановлено финансирование разведки, есть высокая вероятность того, что через 2-3 года нефтяной рынок придет в состояние дефицита. А это, несомненно, приведет к росту цен на нефть до $80 за баррель.
Именно такая цена необходима для того, чтобы стимулировать инвестиции в глубоководные проекты.
Говоря о сокращении добычи в Саудовской Аравии, Рустам Танкаев подчеркивает: «Многие крупные операторы на нефтяном рынке также были вынуждены снизить свою добычу. Одним из этих операторов является Саудовская Аравия.
Саудовская Аравия последние 2 года наращивала добычу очень незначительно, но тем не менее все-таки и поддерживала ее на достаточно высоком уровне за счет того, что они уплотняли сетку скважин на старых месторождениях. Этот процесс не бесконечен. Его можно проводить до какого-то определенного уровня, дальше он теряет смысл.
Все надежды Саудовской Аравии на увеличение добычи связаны с добычей нефти с шельфа Красного моря. Но проекты на шельфе Красного моря очень дорогие. После снижения цен эти проекты были все остановлены в Саудовской Аравии.
Таким образом, Саудовская Аравия сейчас находится на грани падения добычи нефти. Поэтому Саудовская Аравия так легко пошла на переговоры и на то, чтобы заморозить уровень добычи».
Геополитика Война в Йемене – это один из геополитических конфликтов, которые могут оказать большое влияние на рынок нефти в краткосрочной и среднесрочной перспективе. И для этого есть две причины.
Во-первых, Йемен является ключевым транспортным маршрутом для поставок нефти.
Около 5 млн баррелей нефти проходят через Баб-Эль-Мандебский пролив каждый день.
Однако в настоящий момент эта страна находится в состоянии конфликта.
Худшим сценарием является закрытие пролива для коммерческих судов. Это вынудит проделывать более долгий путь из Ближнего Востока в Европу и Америку - через Мыс Доброй Надежды вместо Суэцкого канала.
Во-вторых, за конфликтом в Йемене стоит конфликт между Саудовской Аравией и Ираном.
Аналитики не исключают возможности того, что война из Йемена перейдет на другие страны Ближнего Востока. А это ставит под угрозу добычу 35% мировой нефти.
Есть и другие геополитические факторы, которые влияют на мировой нефтяной рынок – Ирак. битва за Мосул, который является ключевым нефтедобывающим районом, борьба с ИГИЛ (запрещена в РФ), особенно в Ливии, где террористы ставят под угрозу добычу на крупнейших месторождениях в стране.
«Собственно говоря, в мире есть 4 стороны сейчас, которые не затронуты снижением добычи,» - отмечает Танкаев.
«Иран, который после отмены санкций восстанавливает свою добычу.
Ливия, которая не может нормально добывать нефть, из-за того что там идет война. И она в любой момент может восстановить.
Нигерия, у которой также война, но гражданская».