- Антон Германович Силуанов у нас в прямом эфире, вернее мы в гостях у Минфина, потому что форум, который организован министерством финансов и правительством Москвы, в общем, очень интересная дискуссия и пленарная сессия. Антон Германович, хотел бы задать вопрос относительно вот этих вот обещаний ваших, что в следующем году налоги меняться не будет. Так ли это? Или, может быть, какая-то корректировка все-таки в рамках существующей налоговой политики возможна?
- Да, действительно, в последнее время много было рассуждений, разговоров, в прессе печатали о том, что замышлявшаяся какая-то налоговая инновация, реформы и так далее. Хочу сказать, что в ближайшую трехлетку мы не планируем сегодня никаких изменений. Мы говорим о пополнении доходной части за счет лучшего управления своими активами. То есть мы планируем за счет тех долей предприятий государства в компаниях, которые сегодня есть, от них получать больше доходов в виде дивидендов, с одной стороны. С другой стороны, мы говорим о необходимости продолжения налогового маневра в нефтегазовой отрасли, с тем чтобы этот сектор не сокращал свое участие в пополнении доходов бюджета в реальном выражении. Номинальное выражение: мы планируем изъять несколько больше доходов, чем в текущем году, но в реальном выражении этот сектор не пострадает. Наоборот, по нашим оценкам, пройдет продолжение роста доходов в нефтегазовом секторе. Каких-либо серьезных других налоговых инноваций на ближайшие три года в бюджете 2017-19-го годов мы не планируем.
- Вот это вот правильное обращение с доходами, которое есть у бюджета, как он будет строиться? Понимаете ли вы основные направления, где можно добыть эти деньги. Счетная палата говорит, такие места есть в бюджете.
- Ну, я уже сказал, что мы в нефтянке будем заниматься улучшением администрирования. Хочу сказать, что в связи с передачей в ведение министерства финансов Таможенного комитета, Росалкогольрегулирование сразу ставим задачу по улучшению сбора с этих направлений. В следующем году только объем дополнительных поступлений составит 100 миллиардов рублей. В последующие годы эта сумма будет только увеличиваться. Видим там резерв. Часть уже решений была принята по наведению порядка на алкогольном рынке, видим уже доходы пошли дополнительные как у федерации, так и у субъектов Российской Федерации. А также существенные ресурсы мы видим, после того как в следующем году администрирование страховых взносов перейдет в налоговую службу. Тоже видим здесь резерв. И ставим задачи перед налоговыми органами: не только не увеличивать недоимку, но и сократить этот объем недоимки, который сегодня сложился.
- Очень интересная тема, вы сами затронули про дивиденды из государственных компаний. Все-таки хотелось бы, чтобы компании одинаково платили эти дивиденды, чтобы не было равных и тех, кто равнее, как говорится. С другой стороны, как эта тема коррелирует с планами по приватизации. Потому что если это госсобственность и она приносит хорошую прибыль, то зачем ее приватизировать. Можно просто получать, как собственник в виде государства дивиденды. Как вы на эту тему смотрите?
- С одной стороны, мы говорим о снижении роли государства в экономике, и передача пакетов госкомпаний частным владельцам. Мы видим, что такие компании лучше стали управляться с новым менеджментом, когда увеличивается доля частных акционеров и начинает быстрее крутиться менеджмент, он уже по-другому воспринимает свои задачи и по-другому действует. Его действия направлены на повышение прибыльности компании. Но как частным акционерам, конечно, хочется получать дивиденды. И наше решение о том, чтобы все компании с госучастием участвовали в пополнении казны в размере 50% от прибыли, это выгодно и частным инвесторам, которые вложили деньги в эти компании, с одной стороны. И мы видим, что решение о 50% прибыли приводит к тому, что и акции компании растут. Что касается инвестиционных программ, то мы считаем, что есть большие возможности по повышению эффективности этих инвестиций. Кстати говоря, это и в государственном секторе есть, в частном, я имею в виду в федеральном бюджете, так и в компаниях с госучастием. Везде есть ресурсы в части повышения эффективности на реализации инвестпрограмм. Поэтому, если программы такие, если инвестпроекты приносят отдачу, приносят прибыль, можно брать в крайнем случае ресурсы не только из своей прибыли заработанной, но и, пожалуйста, привлекайте на рынке средства. Сейчас стоимость кредитных ресурсов дешевеет, она и дальше будет дешеветь. Поэтому такие инвестпроекты должны быть реализованы эффективно и с заемными средствами, с заемным капиталом. Поэтому, если проект интересен, если проект рентабелен и коммерчески выгоден, здесь должны участвовать не только собственные средства, но и заемные. Пожалуйста, реализуйте. Поэтому это как раз проверка на ту эффективность реализуемых инвестпрограмм предприятий с госучастием. Так что в следующем году, я считаю, что это абсолютно верное решение.
- Не могу не спросить об этом именно в прямом эфире, хотя дискуссия здесь уже на эту тему ведется на нескольких сессиях, что касается все-таки бюджетного правила, учитывая цена на нефть, на каком уровне они находятся. И учитывая, как средняя годовая цена в целом комфортная для России сейчас складывается. С какой величины все-таки нужно эти отчисления в кубышку делать?
- Формирование бюджета по правилам всегда лучше, чем без правил. Правда на ближайшую трехлетку мы подготовили бюджет исходя из одного правила снижения дефицита бюджета до 1 с небольшим процентов в 2019 году. Это наше основное правило. Дальше в 20-м и последующие годы мы планируем реализовать бюджетное правило, которое говорит о следующем: берем цену на нефть, которая, на наш взгляд, является равновесной в условиях возможности наращивания, резкого наращивания сланцевой нефти, в условиях объема добычи, спроса, с учетом динамики мировой экономики. На наш взгляд, это порядка 40 долларов за баррель. При такой цене мы считаем, что бюджет должен быть сбалансированным в условиях первичного баланса по бюджету. То есть процентные расходы по обслуживанию долгов должны выходить за этот баланс и составлять дефицит бюджета. Поэтому первичный дефицит при 40 долларах за баррель мы не должны планировать по этому бюджетному правилу. Процентные расходы будут на эту сумму увеличивать дефицит бюджета. Правило достаточно простое, оно понятно. И мне кажется, что вполне может быть реализовано, после того как мы добьемся балансировки бюджета на уровне 1% дефицита.
- Политика Центрального банка и министерства финансов достаточно такая слаженная, но она коррелирует между собой, безусловно. Вопрос только в том, что сейчас многие критикуют и ЦБ, и Минфин за то, что фактически вы способствуете сдуванию спроса. Нужно ли спрос стимулировать? В какой момент мы это начнем делать? Нужно ли об этом думать? Или пока сейчас добьемся 4% по инфляции сбалансированного бюджета и с этого момента начнем расти? Будет ли чем расти, как говорится?
- Но вообще я удивился немножко вашим словам. Потому что мы не стимулируем сейчас рост спроса. Потому что расходы в федеральный бюджет мы планируем держать на уровне 16-го года на ближайшую трехлетку. То есть спрос со стороны государства, федерального бюджета будет оставаться стабильным в номинальном выражении, а в реальном он будет даже несколько сокращаться. То же самое Центральный банк. Он держит ставку ключевую значительно выше, чем уровень ожидаемой инфляции, тем самым не провоцировать дополнительный спрос на кредиты. Поэтому здесь Центральный банк проводит достаточно жесткую политику. Да и мы тоже должны подстроить наш бюджет под новые ресурсные возможности, тоже проводя такую консолидационную политику. Поэтому спрос со стороны государства в ближайшее время особо расти не будет. Весь спрос должен расти за счет частного сектора, за счет оживления экономической активности, а не частного сектора. На это нацелена мера по снижению инфляции, по снижению ставок, по неизменности налогового законодательства. Во всяком случае делаем все, чтобы активизировать спрос именно там. Не за счет государства, а за счет именно коммерческого сектора.
- Вы сегодня показывали на пленарной сессии значок форума, он очень такой символичный. Во всяком случае вы тоже обратили на это внимание. В какой момент и на какой стадии мы сейчас находимся, вот если на этот значок посмотреть, когда начнется этот рост?
- Но мы надеемся, что та стадия снижения - она завершается. И мы договорились, что ежегодно, проводя форум, будем намечать меры для стимулирования роста нашей экономики, с тем чтобы дальше экономика развивалась вот как раз как, значит, правая часть вот этого значка. Поэтому наша задача, задача финансистов, не только сбалансировать бюджет. Наша задача финансистов сделать такие, создать такие институты и инструменты через бюджетную систему, через налоги, через финансовую политику, с тем чтобы экономика заработала, с тем чтобы создать стимулы для роста экономики. Поэтому через, от бюджета и от финансов, от того, как мы сделаем трехлетний бюджет, во многом будет зависеть эта траектория. Мы договорились, что именно этим задачам будет посвящена наша деятельность, деятельность финансистов в этом и в следующем году.
- То есть в следующем году мы можем рассчитывать на то, что мы встанем на такую траекторию устойчивого роста.
- Надеемся на такую динамику. Через год встретимся, посмотрим.
- И последний вопрос. Реформа, вернее модернизация накопительной части пенсионной системы, сегодня была анонсирована. Сейчас будет сессия, на которой это уже подробно будет презентовано в виде такой содержательной презентации большой. Насколько это важно для сбалансированности и бюджета, и сбалансированности пенсионной системы? И насколько эта система отличается от того, что мы имели до этого?
- Вы знаете, такая система важна в первую очередь для пенсионеров. Поскольку мы в последние три года заморозили накопительную часть пенсии и в той старой парадигме она уже не заработает, поэтому мы вместе с Центральным банком подготовили предложение, для того чтобы наши люди работающие, сегодня еще не пенсионеры, могли бы откладывать себе на пенсию, с тем чтобы иметь достойную пенсию. Потому что действительно сегодня пенсия, средняя пенсия 13 тыс.рублей при заработной плате в среднем около 34-35 тыс. рублей. Существенное снижение жизненного уровня происходит. Поэтому, с тем чтобы этого не происходило, надо уже думать о пенсии начиная с момента поступления на работу. И мы как раз создаем такие инструменты, чтобы работник мог с начала поступления на работу начать заниматься уже формированием своих накоплений на пенсию. Мы говорим о том, что это будет пенсионный капитал, будет формироваться совершенно по-другому. Эти деньги должны быть на счете конкретного работника, гражданина, эти деньги будут наследоваться им. Эти деньги будут страховаться и гарантироваться механизмами, которые государство определит. По сути дела, это механизм, как страхование вкладов в банки, то же самое будет и механизм по страхованию пенсии. Эти деньги, накопления этих денег будут учитываться при определении налоговой базы для обложения налогом дохода физическим лиц, то есть мы создаем стимулы тоже для работника накапливать. И эти деньги должны быть более интересными, чем вложения в иностранную валюту, вложение в недвижимость или в другие, или на депозиты в банки. Эти деньги должны быть инструментом, для того чтобы сохранялись те сбережения, которые работник будет откладывать себе на пенсию. Это важно с точки зрения того, чтобы достойно жить после выхода на заслуженный отдых. Это самая главная наша задача. Но и вторая, как финансиста, конечно, нам нужны ресурсы, длинные ресурсы, которые могли бы работать в экономике. Но еще раз повторюсь, это второй как бы элемент по значимости. Первым мы должны создать такой инструментарий, чтобы наши работники могли им пользоваться, чтобы он был. Ну а выбор, конечно, будет уже за конкретным человеком.
- Хотя этот второй элемент - он тоже очень важен. Антон Германович, спасибо большое за то, что нашли время и пришли к нам, пообщались. Спасибо.
Беседу провел Алексей Бобровский.