После трехнедельной борьбы с другими претендентами китайская страховая компания Anbang неожиданно отказалась от покупки американской гостиничной сети Starwood Hotels & Resorts Worldwide Inc. за $14 млрд.
Тем не менее попытка китайцев приобрести крупный зарубежный актив - очередное подтверждение накрывшей мир волны сделок слияния/поглощения (M&A) с участием покупателей из Поднебесной.
Только в этом году китайские компании (как правило, имеющие небольшой международный опыт и огромные долги) объявили о трансграничных сделках M&A на сумму в $100 млрд. За весь 2015 г. на зарубежные покупки китайцы потратили $61 млрд.
Для мировой экономики этот инвестиционный бум в определенной степени положительная вещь. В I квартале количество международных M&A упало на 25% по сравнению с предыдущим годом. Без ненасытного аппетита Китая обвал мог бы оказаться еще более значительным.
Китайцы проявляют интерес к самым разнообразным секторам экономики, от косметики до строительного оборудования, от киностудий до производителей удобрений. Поднебесная, похоже, больше не зацикливается на сырье и энергоносителях, отмечает британский журнал The Economist.
В последние пять лет доля Китая в трансграничных M&A составляла 6%, хотя на нее приходится почти 15% глобального ВВП. По мнению Фреда Хю из инвестиционной фирмы Primavera Capital, у второй экономики мира "все еще есть достаточно пространства для увеличения зарубежных поглощений".
Тем не менее некоторые наблюдатели высказывают тревогу: резкий интерес к внешним инвестициям - признак слабости китайской экономики. Девальвация юаня к доллару в последние два года, а также замедление внутреннего роста кардинально изменили ситуацию. Однако вместо то, чтобы придерживаться жесткой экономии, китайские компании активно инвестируют за пределами страны.
Вызывает тревогу и финансовая структура последних сделок. Китайские покупатели, как правило, имеют больше долгов, чем фирмы, которые они приобретают. Согласно данным S&P Global Market Intelligence в объявленных с начала 2015 г. сделках средний коэффициент соотношения собственных и заемных средств у китайских покупателей составлял 71%, в то время как у приобретаемых ими иностранных фирм он был 44%.
Кроме того, покупатели из Поднебесной обычно имеют на руках не так много наличных денег: их ликвидные активы примерно на четверть меньше, чем немедленные ликвидные обязательства.
Где же они получают огромные средства на зарубежные поглощения? Большинство берет новые займы. Китайские банки рассматривают кредитование китайских компаний за рубежом как безопасный способ получения международной известности. К тому же китайское правительство активно поддерживает трансграничные сделки.
До тех пор пока приобретаемые компании имеют стабильный приток денежных средств, банки счастливы помочь с финансированием и закрывают глаза на значительное долговое бремя китайского заемщика. Массово предлагают свои услуги и иностранные банки, включая такие известные, как HSBC, Credit Suisse, Rabobank и UniCredit.
Так, например, в настоящее время ряд европейских банков участвуют в выдаче синдицированных кредитов ChemChina, объявившей о покупке швейцарской Syngenta (мирового лидера в области производства средств защиты растений и семеноводства) за $43 млрд.
Когда финансовое положение покупателей достаточно шатко, банкиров успокаивает две вещи: во-первых, сами сделки будут генерировать прибыль, во-вторых, политический статус покупателей, особенно когда они являются государственными компаниями, защитит их от неожиданных сюрпризов. "Все уверены, что компания-поглотитель становится слишком большой, чтобы ей позволили рухнуть", - разъясняет консультант по сделкам M&A.