Дефляция стала новой головной болью для центральных банков и правительств развитых стран. Все помнят пример Японии, которая не могла справиться с дефляцией 15 лет, а победа, как оказалось, был мимолетной. Теперь угроза падения цен пришла в Китай.
Свежие данные по ценам производителей в Китае заставят многих экономистов и аналитиков схватиться за голову. Показатель в январе упал на 5,3%, и это 47-е падение подряд, хотя оно и лучше, чем снижение на 5,9% в прошлом месяце.
Кроме того, индекс потребительских цен вырос на 1,8% в годовом выражении, что хуже ожиданий на уровне 1,9%. Но это по-прежнему самый сильный рост с августа за счет наиболее активной кредитной подпитки в истории. Также потребительская инфляция сейчас подогревается сильнейшим скачком цен на продовольствие с 2013 г.
Как видно, никакое стимулирование не помогает добиться роста цен производителей.
Такая ситуация опасна тем, что длительное снижение цен в конечном итоге разрушает экономику производства. Зачем покупать товары у производителей, если они скоро станут еще дешевле? Падение спроса, падение производства, падение экспорта – и основные столпы китайской экономики начинают расшатываться.
Но с точки зрения общей картины еще более тревожным фактором является инфляция на уровне 1,8% в годовом выражении при росте стоимости продуктов питания на 4,1%, а это уже максимум с декабря 2013 г.
Статистическое ведомство Китая объясняется подобное просто: потребительская инфляция выросла из-за холодной погоды и празднования китайского Нового года. Нечто подобное мы постоянно видим в американской статистике, где плохая погода является основным виновником потребительских мотивов населения. Это, наверное, разумно с точки зрения статистики, но достаточно смешно смотрится с точки зрения макроэкономики. С другой стороны, подобная практика позволяет отлично маскировать реальное положение вещей.
По мнению Национального бюро статистики, месячные данные были затронуты холодной погодой, которая привела к росту цен на плодоовощную продукцию, а также повышению цен на свинину в связи с праздниками. Но ведь это данные за месяц в годовом выражении, и хотя китайский Новый год имеет плавающую дату, разница с прошлым годом составляет 11 дней. В теории подобное действительно может сильно влиять на уровень цен и спроса, но тогда в феврале мы должны будем увидеть снижение цен на продукты питания, но шансов на это не очень много.
Самое интересное, что власти никак не связывают рост потребительских цен с крупнейшим "кредитным запоем" в истории человечества. Напомним, что в январе общий размер долга, то есть выданных кредитов в экономике КНР, вырос на полтриллиона долларов. И на этом фоне продолжают снижаться цены производителей.
Весьма опасная ситуация, учитывая, что дальнейший рост цен на продовольствие увеличивает риск социальных волнений и даже протестов.