В Государственной думе состоятся парламентские слушания на тему "Совершенствование законодательных условий обеспечения стабильного и устойчивого экономического роста". Сайт "Вести.Экономика" проведет прямую трансляцию с 11-00 мск из зала заседания.
На слушаниях планируются выступления представителей финансово-экономического блока Правительства Российской Федерации, Центрального Банка России, а также ведущих российских экономистов и представителей общественных организаций, сообщается на сайте Госдумы.
Вести парламентские слушания будет председатель Государственной думы С. Е. Нарышкин. В ходе слушаний будет обсуждение программы "Деловой России" - "Экономика роста". Программу представят уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов, советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев.
"Текущая ситуация в российской экономике вызывает серьезные опасения не только в связи со стремительным падением инвестиционной активности на фоне девальвации рубля и растущей инфляции. Впервые за много лет российский бизнес, который всегда динамично и гибко адаптировался к изменению экономических условий, настроен крайне пессимистично и демонстрирует открытое недовольство текущей экономической политикой правительства", - отмечает во вступительном слове председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков.
"При этом действия правительства по противодействию кризисным явлениям в основном сводятся к вялым попыткам локализовать потери в том или ином секторе экономики. Разумеется, нельзя отрицать, что реализация разработанных правительством антикризисных мер позволила в некоторой степени смягчить ситуацию в экономике и социальной сфере в прошлом году. Однако эти меры, по сути, были направлены на сохранение устаревшей парадигмы пассивного экономического роста, основанной на наращивании сырьевого экспорта, - считает Аксаков. - Данная парадигма исчерпала себя еще 3-4 года назад, когда при стабильно высоких ценах на нефть сначала снизились темпы экономического роста, а затем началась стагнация экономики".
"Отдельно следует упомянуть и о низком качестве стратегического планирования и макроэкономического прогнозирования, от которых во многом зависит, насколько быстро Россия сможет выйти из кризиса. К сожалению, программно-целевой принцип при формировании подавляющего большинства госпрограмм выдерживается не до конца, а текущие расходы, в том числе на содержание госаппарата, не отделены от инвестиционных. Особую тревогу вызывает тот факт, что прогнозы Минэкономразвития - как базовый, который положен в основу федерального бюджета-2016, так и консервативный (позиционировавшийся в качестве "стресс-сценария"), - оказались полностью несостоятельными уже в первый месяц наступившего года, когда цена на нефть упала ниже 30 долларов за баррель.
В условиях отсутствия доступа к дешевым зарубежным источникам финансирования и дефицита внутренних инвестиций при продолжающемся падении цен на нефть иллюзорные прогнозы и фрагментарные рецепты по преодолению кризиса наподобие распродажи госсобственности по бросовым ценам - это непозволительная роскошь. Для выхода из кризиса необходима новая парадигма экономического развития, которую необходимо выработать общими усилиями.
Первый шаг к новой экономической парадигме – возвращение доверия бизнеса к власти", - заключает А. Аксаков.
"В России очень емкий свой внутренний рынок, и его нужно оживить. Причем речь идет не только о потребительском рынке, но и об оптовом рынке товаров и услуг. В принципе, это примерно то, с чего начинал китайские реформы Дэн Сяопин", - подчеркивает Елена Панина, депутат и член Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
"Необходимо сконцентрировать ресурсы на стратегических приоритетах развития экономики. Их выбор должен базироваться на двух принципах: это те направления, где имеются серьезные технологические заделы и можно добиться быстрого эффекта, а также те, которые имеют множественные кооперационные связи. Такими приоритетами должны стать: авиастроение, космическая отрасль, химическая промышленность, биотехнологии, производство программного продукта и офшорное программирование, сельское хозяйство и сельхозпереработка, жилищное строительство. Некоторые отрасли дадут мощный эффект по кооперационным связям в смежных отраслях.
Необходимо задействовать внутренние финансовые источники, которых в стране достаточно, не затрагивая при этом госрезервы при условии введения системы жесткого контроля за целевым использованием аккумулированных государственных ресурсов, введение экстранеординарных мер по пресечению коррупционных действий и воровства. Такие механизмы имеются, и опыт разных стран это уже доказал", - заключила Е. Панина.
"Сейчас нет более важной темы, чем обеспечение экономического роста. Может показаться странным: в кризис - и вдруг говорить о росте, - отмечает Борис Титов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. - Но именно этот разговор нам и нужен. Если мы хотим перестать зависеть от цен на нефть, перестать нервно следить за скачками валютного курса, страдать от инфляции, то выход один! Это экономический рост, основанный на промышленности, агрокомплексе, строительстве, малом и среднем бизнесе. По сути, разговор о переходе к экономике роста – это разговор о диверсификации экономики, о переходе к несырьевой модели развития. У России есть все шансы для этого. Дело за малым – начать этот путь".