США – одна из сильнейших держав мира, и многие любят рассуждать о том, что именно стоит делать и чего делать не стоит этой стране. Политики, общественные деятели и простые обыватели задумываются над самыми разными вопросами, которые так или иначе касаются стратегии США.
Важно также и то, как другие страны должны реагировать на действия США, как взаимодействовать с этой страной.
В частности, Стивен Уолт, американский политолог, профессор Гарвардского университета, специалист по международным отношениям, написал книгу о взаимодействии других стран с Соединенными Штатами.
В своей книге он определил несколько основных стратегий, которые могли бы запугать США.
Книга была написала еще в то время, когда президентом страны был Джордж Буш-младший, и еще в то время политолог отмечал, что своей политикой Америка вынуждает все больше и больше стран выступать против США.
Политолог отмечает, что с тех пор ситуация во внешней политике ухудшилась, что делает вопрос о взаимодействии США с другими странами более актуальным.
Ниже мы расскажем об основных стратегиях, которые, по мнению Уолта, могут выбрать другие государства для взаимодействия с США.
Балансирование
Как отмечает политолог, государства редко принимают сторону страны, которая угрожает, так как это делает их зависимыми от более сильного государства.Вместо этого крупные государства, а вместе и ними и ряд небольших стран, ищут союзников, которые могли бы защитить их или помочь мобилизовать собственные ресурсы, чтобы сдержать более агрессивное или опасное государство.
Учитывая тот факт, что США – это сильнейшее государство, логично ожидать, что другие страны будут стараться уравновешивать его мощь, отмечает Уолт.
Однако несколько факторов несколько смягчают эту неприятную для США тенденцию. Во-первых, это география.
США располагаются в географической удаленности от других крупных мировых центров, что позволяет стране не слишком переживать за свою безопасность.
Более того, США тесно связаны со своими союзниками в Европе и Азии в течение многих десятилетий. Эти страны вряд ли решатся разорвать те связи, от которых они зависят уже много лет.
В-третьих, любая попытка организовать антиамериканскую коалицию столкнется с серьезными проблемами, если у коалиции не будет сильного лидера, который будет организовывать, дисциплинировать и субсидировать коалицию.
В качестве примера из прошлого политолог называет таким лидером СССР.
Начиная с 1990-х гг. таких стран на мировой арене просто нет.
Кроме того, Уолт подчеркивает, что даже в случае с Китаем, который может претендовать на эту роль, руководство страны будет думать, что администрация Трампа – это временное неприятное явление, которое не требует серьезного противостояния.
Тем не менее наблюдаются признаки так называемого мягкого балансирования, когда страны занимают позицию, нежелательную для США.
В качестве примера Уолт приводит расширение сотрудничества между Россией и Китаем, а также сотрудничество обеих стран с Ираном.
Однако, если США совсем не выйдут из берегов в своей внешней политике, политолог полагает, что в будущем на мировой арене не будет расти число стран, которые придерживаются такого поведения.
Отказ подчиняться
Те страны, которые предпочитают отказаться от балансирования, могут просто игнорировать требования США.Даже США не настолько сильны, чтобы следить за каждой страной в мире и насаждать свою волю во всех уголках мира.
Так, например, Мексика отказалась строить стену на границе с США или финансировать ее строительство.
Недавний конфликт с Турцией – еще одно доказательство того, что не все страны будут подчиняться воле США.
Такие страны, как Канада, Мексика, Китай и Германия, отказывались выполнять требования Трампа в области торговли, хотя с обеих сторон были допущены компромиссы и в итоге страны пришли к договоренности.
Как правило, такой отказ принимает довольно мягкие формы, так как страны боятся в открытую сталкиваться с Вашингтоном.
Поэтому они могут формально согласиться с требованиями США, а затем продолжать делать так, как считают нужным.
Смысл в том, чтобы США остались довольны, но при этом игнорировать те требования, которые они считают для себя неприемлемыми.
Самым ярким представителем данной стратегии, отмечает политолог, является Северная Корея.
Так, глава страны пообещал Трампу начать ядерное разоружение во время встречи с американским президентом в июне.
Тем не менее нет никаких признаков того, что Северная Корея действительно начала работу в этом направлении.
Сближение
Вместо того чтобы противостоять США, многие страны пытаются использовать их влияние в своих интересах. Они стремятся к поддержке США, чтобы справиться с региональными конкурентами или же получить больший вес на политической арене в своем регионе.Сближение с ведущими чиновниками США, особенно с президентом, – это основная стратегия, которая добавляет очков на внешнеполитической арене. Таким образом, ряд политиков стараются решить локальные проблемы так, как выгодно им.
За последние 60 лет очень многие лидеры стран избирали именно эту стратегию. Это были политики Великобритании, Германии, Саудовской Аравии, Израиля и многих других стран.
В настоящее время политолог выделяет Израиль и Саудовскую Аравию в качестве примера стран, которые придерживаются именно такой стратегии.
Однако подобная стратегия не всегда может обеспечить полную защиту интересов страны, как показал опыт Синдзо Абы, Джастина Трюдо и Эммануэля Макрона, отмечает Уолт. Так, все эти политики изо всех сил стремились к сближению с американским президентом, однако получили меньше, чем ожидали.
Поэтому, приходит к выводу политолог, подобная стратегия не всегда гарантирует гармоничные отношения с Вашингтоном.
Делегитимизация
Так как США являются доминирующей державой, то они часто пытаются убедить другие страны в том, что их требования выгодны и самим странам, а их действия направлены на соблюдение законности.Напротив, те, кто противостоят США, стараются представить это государство как агрессивную страну, нарушающую международное законодательство, полагает Уолт.
Стратегия делигитимизации – это не открытое противостояние, а попытки убедить окружающих в том, чтобы они сопротивлялись доминированию США в мире.
Это делается для того, чтобы США было труднее добиться союзничества или поддержки стран в том или ином регионе.
Уолт полагает, что поведение Дональда Трампа в должности президента США и без того серьезно подрывает авторитет страны на международной арене.
По его мнению, Трамп в роли президента США выставляет свою страны в самом невыгодном свете, поэтому противникам США можно даже особо не стараться, выискивая негативные стороны в политике этого государства.
Согласно данным Pew Research Center проведенный в 2017 г. опрос в 30 странах мира показал, что 38% респондентов считают США и их политику "главной угрозой", что на 13% выше, чем в 2013 г.
Еще один опрос респондентов в 37 странах мира показал, что доверие к США снизилось с 64% (такое показатель был при Обаме) до 22% (при Трампе).
В итоге Уолт приходит к выводу о том, что существуют разные способы взаимодействовать с американской внешней политикой, и каждая отдельная страна выбирает тот путь, по которому ей выгодно идти в определенный период времени.
Задача же американской дипломатии – определить, какой именно стратегии придерживается та или иная страна, и предпринимать соответствующие ответные действия.