ЗАКОНЫ НАУЧЕНИЯ ТОРНДАЙКА
На рубеже XIX-XX веков американский психолог Эдвард Ли Торндайк / E.L. Thomdike [1874—1949], считая, что психологии полагается изучать именно поведение, а не различные домыслы о нем, сформулировал ряд эмпирических обобщений: «Закон готовности или установки: предварительная готовность к акту (в простейшем случае, стимул-реакция) повышает удовлетворение от его выполнения. Закон использования / практики: акты или ассоциации, которые используются (упражняются, повторяются), тем самым усиливаются (укрепляются) по сравнению с теми, которые не используются. Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение акта способствует научению и облегчает последующее выполнение акта. Другими словами: «повторенье — мать ученья». Однако в более поздних работах Э.Торндайк приводил примеры ситуаций, когда повторение одного и того же действия абсолютно ничему не научает человека: например, испытуемый должен был 3000 раз нарисовать с закрытыми глазами линию длиной 4 дюйма. Сделанный Торндайком вывод можно назвать законом бесполезности повторения («самого по себе»): «Повторение одних и тех же ситуаций само по себе производит так мало изменений в человеческой психике, как примерно повторение одной и той же депеши на проволоке изменяет природу этой проволоки». Закон частоты: при прочих равных условиях, чем чаще акт повторяется, тем более быстро происходит научение этому акту. (Нетрудно заметить большую смысловую близость 3 законов: использования, упражнения и частоты.) Закон эффекта: связанное с актом удовольствие усиливает, а неудовольствие ослабляет связь между стимулом и реакцией. Следует добавить, что научение (учение) Торндайк понимает как установление и упрочение связи между стимулом (ситуацией) и реакцией, прочность (сила) которой оценивается фактической вероятностью наступления данной реакции в ответ на данную ситуацию». Большой психологически словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, СПб, «Прайм-Еврознак», 2005 г., с. 168. Ряд авторов трактуют закон эффекта так: люди стремятся воспроизводить тот тип поведения, который, по их оценкам, позволяет удовлетворить их потребности, и избегать поведение такого типа, которое не приводит к удовлетворению. Современные биологи считают, что чем выше вид стоит по эволюционной лестнице, тем более инстинктивное поведение замещается приобретенным (научением).Так, у человека несколько форм поведения, которым он не должен обучаться - это врожденные рефлексы, дающие ему возможность выжить, после появления на свет- сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и т.п. Эффект научения открытием