Закон спроса и предложения
приспособление производства и предложения по объему и структуре к совокупному спросу в результате взаимодействия предложения и спроса с ценами
приспособление производства и предложения по объему и структуре к совокупному спросу в результате взаимодействия предложения и спроса с ценами
так в политической экономии называют научное положение, объясняющее образование цен на рынке двоякого рода факторами (причинами): с одной стороны — количеством товаров, предлагающихся на рынке к продаже (предложением), а с другой — выявленным желанием покупателей приобретать эти товары (спросом).
закон, выражающий взаимозависимость между количеством товаров и услуг, которые хочет купить или получить потребитель, и объемом товаров и услуг, которые предлагает производитель. Особенности действия закона спроса и предложения зависят, прежде всего, от уровня цен: чем выше цены, тем меньше будет реализовано товаров и услуг и наоборот. Эту зависимость графически изображают кривой спроса и предложения. Рыночная цена достигает конкретной равновесия, когда эти две кривые пересекаются, а спрос и предложение уравниваются.
Причина снижения спроса – недостаточное материальное обеспечение потребителей, чрезмерное насыщение рынка товарами и услугами, ухудшение их качества и т.д. Более низкая цена на товары и услуги привлекает новых покупателей. В то же время снижение цен часто побуждает потребителей осуществлять дополнительные покупки, повышает спрос на услуги. Противоположная ситуация возникает при росте цен на товары и услуги.
Взаимодействие спроса и предложения происходит в конкурентной борьбе. Таким образом, диалектическая зависимость спроса и предложения заключается, прежде всего, в том, что предложение формирует спрос через ассортимент производимых товаров и предоставляемых услуг и их цены, а спрос определяет объем и структуру предложения, оказывая влияние при этом на производство.
Равновесие и соотношение между спросом и предложением – своеобразный индикатор сбалансированного и пропорционального развития общественного производства, обмена и распределения труда в сфере материального и нематериального производства, непрерывности процесса общественного воспроизводства материальных и духовных благ. Соотношение между спросом и предложением влияет на отклонения рыночных цен от стоимости товаров и услуг (при превышении спросом предложения цены отклоняются вверх от стоимости, а при превышении спроса предложением – вниз).
Структуру платежеспособного спроса рассматривают как платежеспособную потребность субъектов рынка (отдельных индивидов, предприятий, организаций, государства и др.) Платежеспособный спрос – лишь часть (хотя и самая важная) потребности общества, поскольку часть населения, отдельные субъекты рынка могут нуждаться в товарах и услугах, но не имеют денег, поэтому эти нужды к совокупному спросу не причисляют. Совокупный спрос разделяют на следующие группы:
1. спрос всех членов общества на товары широкого потребления (мясо, хлеб и др.) или на отдельные блага (автомобили, видеотехника и т.д.);
2. спрос на все блага, которые удовлетворяются на отдельных видах рынка (местном, региональном, внутреннем, международном), спрос большинства населения на отдельных типах рынка (товарном, денежном рынке ценных бумаг и др.).
На низшей стадии развития капитализма в механизме действия закона спроса и предложения доминировали элементы стихийности. Уравновешивание спроса и предложения происходило в результате свободной конкуренции, ценообразования, стихийного переливания капиталов внутри отраслей и между отраслями, экономическими кризисами и т.д. На современном этапе в механизме действия закона спроса и предложения преобладают элементы сознательного регулирования, организованности и планомерности, присущие каждому субъекту предпринимательской деятельности любой формы собственности.
Важнейшие субъекты предпринимательской деятельности – крупные компании, транснациональные корпорации, государство. Равновесие (относительное) между спросом и предложением на уровне крупных корпораций достигается, прежде всего, за счет маркетинговой деятельности. Каждая крупная компания, прежде чем изготовить, изучает платежеспособный спрос населения на конкретный или родственный вид продукции, находит покупателя и предварительно заключает с ним контракт (письменный или устный), в котором оговорено качество товаров и услуг, цены, сроки поставок, платежи и т.д. Между производителями и потребителями устанавливаются долгосрочные кооперационные связи, формируются торгово-промышленные комплексы. Контрактная форма используется при выполнении компаниями государственных заказов.
Наиболее типичные действия государства при несовпадении спроса и предложения:
если платежеспособный спрос превышает предложение ниже оптимальной величины, государство должно прибегнуть к регулированию:
- снизить налог на прибыль (для стимулирования инвестиций компаний и фирм);
- увеличить расходы государственного бюджета, в первую очередь, государственные закупки товаров и услуг;
- уменьшить процентную ставку за кредит и таким образом увеличить денежную массу, осуществлять активную амортизационную политику, увеличивать объем капиталовложений в государственный сектор и т.д.;
когда предложение ниже платежеспособного спроса, а производство валового национального продукта превышает оптимальную величину, государство должно добиваться снижения совокупного спроса, для этого оно может:
- увеличить налоги на прибыль;
- сократить государственные расходы;
- увеличить плату за кредиты и таким образом уменьшить денежную массу.
Важнейший метод регулирования совокупного спроса – увеличение или уменьшение расходов государственного бюджета, поскольку их увеличение непосредственно влияет на рост потребления и капиталовложения отдельных субъектов хозяйствования. Более того, государственные расходы вызывают мультипликационный эффект. По подсчетам французских экономистов, каждый франк государственных инвестиций мобилизует почти 8 франков из других источников. Снижение налогов на доходы влияет на совокупный спрос опосредованно. Названные рычаги экономического регулирования не дают мгновенного эффекта. Первые положительные результаты появляются через полгода. Поэтому важно предусматривать (спрогнозировать) нарушение равновесия между такими агрегатными показателями народнохозяйственной сбалансированности, как спрос и предложение, доходы и расходы государства и др.
В то же время совокупный спрос и совокупное предложение зависят и от других конкретных факторов: уровня доходов населения, уровня и темпов роста цен, объема сбережений и накоплений, налоговой деятельности государства, закупки ею определенной части товара, объема экспорта и импорта.
Относительно материально-вещественного содержания совокупный спрос состоит из потребительского (товары широкого потребления и предметы роскоши) и инвестиционного (средства производства).
По стоимостному содержанию совокупный спрос может не совпадать с размером доходов населения и зависит от того, какая часть дохода изымается из обращения и превращается в сбережения, или наоборот, изымается из сбережений и становится частью совокупного дохода.
Потребление зависит от величины дохода и налогов, уровня цен, процентов на сбережения, стабильности денежной единицы, величины накопления. Увеличение потребления в совокупном спросе означает снижение в нем доли накопления и уменьшение (абсолютное или относительное) доли сбережений. Ощутимое влияние на потребление имеет динамика цен. Устойчивый рост цен обесценивает накопления и сбережения и обусловливает рост потребления товаров и услуг. Но такое увеличение потребления на самом деле лишь мнимое. Стойкое повышение цен приводит к потере деньгами своей покупательной способности. Фактически потребление населения сокращается. Для нейтрализации негативного влияния инфляции государство принимает соответствующие меры (повышение учетной ставки процента, увеличение налогов, сокращение государственных расходов, замедление темпов роста или даже «замораживание» заработной платы, а также вкладов в сберегательных кассах и банках, введение контроля за движением цен, заработков и доходов), то есть «осуществляет политику доходов». Это способствует стабильности цен, но влечет за собой спад производства, банкротства, рост безработицы, и в конце концов, сокращение потребления. Инфляция, обесценивая сбережения и накопления, стимулирует рост совокупного спроса.
Дефляционная политика, наоборот, сдерживает рост и создает благоприятные условия для сбережений и накоплений. Потребление (потребительские расходы) касается всего населения, накопления (инвестиции) осуществляют предприниматели, а сбережения – предприниматели и потребители. Сбережения зависят от состояния экономики (во время спадов и кризисов они сокращаются), доходов населения (чем выше доход, тем больше вероятность того, что его часть будет сберегаться), политики государства в отношении инфляции, стабильности денежной системы, наличия гарантий для работников. Сбережения – это отложенный спрос, поэтому их увеличение уменьшает потребление и накопление и наоборот. В то же время сбережения населения – источник накоплений для предпринимателей, обращающихся в банки за заемными средствами. Чем больше экономит население, тем шире финансовая основа для последующих инвестиций. Накопления зависят от состояния экономики, стабильности денежного обращения, перспектив спроса на новую продукцию, уровня процента на вклады и кредиты, размера налогов, стоимости основных факторов производства – сырья, оборудования, рабочей силы. Чем большие накопления, тем меньше доля сбережений и потребления, более узкий потребительский спрос. Таким образом, потребление, сбережения и накопления находятся в обратной зависимости при низких темпах роста, статическом состоянии экономики или при условии преобладания экстенсивных методов хозяйствования.
С интенсификацией хозяйственных процессов, ростом производительности труда, увеличением ВНП потребление и сбережения могут увеличиваться одновременно. Сбережения и накопления определяют уровень национального производства и занятости: чем больше их величины, тем более низким является потребительский спрос и производство сокращается, что приводит к уменьшению занятости. В то же время накопления обусловливают рост инвестиционного спроса и увеличение занятости в соответствующих отраслях производства, что, в свою очередь, стимулирует повышение потребительского спроса. Такой прямое влияние накопления на занятость рабочей силы возможно только в условиях экстенсивного типа хозяйствования. Глубокие изменения в технике и технологии способствуют увеличению потребностей в средствах производства при сокращении занятости части рабочей силы или замедлении темпов прироста кадров. В результате интенсификации производственных процессов и сокращения занятости потребительский спрос и сбережения уменьшаются, поэтому необходима особая политика государства по стимулированию совокупного спроса, повышению уровня потребления определенных слоев населения.
Налоги, закупка государством товаров и услуг, экспорт и импорт – это факторы, влияющие на совокупный спрос извне. Они связаны преимущественно с государственным регулированием экономики и могут существенно стимулировать рост совокупного спроса или в значительной степени тормозить его.
С развитием спроса связано понятие «емкость» (объем рынка – самый высокий объем реализации продукции при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и цен. Чем шире платежеспособный спрос населения, тем больше объем рынка, легче решается проблема реализации. Одним из средств расширения платежеспособного спроса населения, стимулирующим увеличение объема рынка, стала социальная политика государства в послевоенные годы.
Совокупное предложение – вторая сторона рыночной структуры. Она определяется объемом выпущенной продукции (выполненных работ), уровнем издержек производства и уровнем цен, состоянием производительности труда, развитием научно-технического прогресса, направленностью государственного внутриполитического курса. Ее объем и состав зависят также от степени монополизации экономики, поскольку монополия реализует, в первую очередь, собственные интересы и ради получения дополнительной прибыли может искусственно сократить объем производства и создать таким образом искусственный дефицит, поднимая цены на свою продукцию. Если при свободной конкуренции совокупный спрос растет под влиянием повышения цен, то при монополизации повышение цен не обязательно стимулирует рост продукции, он может сокращаться с ростом цен. Стремление монополий к сверхприбылям вредит рыночному механизму саморегулирования, что заставляет прибегать к активной антитрестовской политике, контролировать процесс ценообразования. Совокупное предложение растет с понижением издержек производства, появлением новых товаров, расширением сферы услуг, тенденцией к повышению цен.
Спрос и предложение не всегда уравновешивают друг друга. Они могут отличаться количественно, качественно, структурно, темпами роста. Равновесие между ними – отдельный случай практически постоянного неравновесия. Объем спроса может быть меньше объема предложения из-за увеличения сбережений, которые, сокращая текущий совокупный спрос, осуществляют финансовую «подготовку» инвестиций и будущее предложение.
Взаимодействие и взаимосвязь между спросом и предложением происходят через систему цен. Цены на рынке колеблются в определенных пределах (в случае конкуренции). Верхней их чертой является цена спроса, который определяется покупательной способностью потребителя. Снижение ее стимулирует расширение спроса. Другой конец шкалы – цена предложения, т.е. максимально низкий для производителя уровень цены, при котором производство продукции при существующем уровне техники и технологии достигло уровня производительности труда, обеспечивает покрытие затрат и приносит прибыль. Цена предложения снижается с сокращением издержек производства, совершенствованием его структуры и организации, а также под влиянием конкуренции.
Конкуренция между производителем и потребителем, а также среди производителей сопровождается постоянными колебаниями цены спроса и цены предложения. На определенном этапе они пересекаются, возникает новая цена – цена равновесия, которая означает определенную сбалансированность интересов производителя и потребителя, т.е. соответствие спроса и предложения. Такой механизм действия закона спроса и предложения оказывается в пределах отдельных национальных экономик. Существенно влияет на него внешняя торговля, деятельность транснациональных корпораций и международных экономических группировок. В пределах наиболее развитой интеграционной группировки – Европейского Союза – наднациональные органы вместе с национальными правительствами осуществляют сознательное и целенаправленное регулирование спроса и предложения пятнадцати стран этого объединения.