InvestFuture

ЗАДАЧА МОБ,

Просмотры: 811
Оцените материал:
(оценок: 49, среднее: 4.51 из 5)

ЗАДАЧА МОБ,

задача "сделать или купить" (Make or Buy Problem, MOB) задача, заключающаяся в обоснованном решении вопроса о самостоятельном производстве нужных предприятию комплектующих изделий, деталей и др. или закупке их у иного производителя. В широком смысле З.МОБ - это решение вопроса об использовании собственных транспортных средств или транспорта общего назначения, собственных складов или склада общего пользования и т.д. При решении З.МОБ в узком смысле необходимо учитывать ряд факторов "за" (потребность в комплектующем изделии стабильна и достаточно велика; комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании и др.) и "против" (потребность в комплектующем изделии невелика; для его производства нет необходимых мощностей; отсутствуют кадры необходимой квалификации и т.д.). В решении З.МОБ должны участвовать различные подразделения предприятия, в том числе отделы снабжения, конструкторский, технологический, бухгалтерия и др. Делались попытки формализации решения З.МОБ; в качестве критерия оптимальности нередко принимается максимум прибыли, однако практические расчеты осложняются тем, что приходится учитывать большое количество факторов, значения которых в заданном интервале времени могут с высокой степенью вероятности изменяться (падение спроса, разработка новых технологий и др.), в результате чего решение может оказаться неверным. Известными специалистами в области менеджмента высказывались диаметрально противоположные рекомендации: как за максимальную вертикальную интеграцию, т.е. производство всех комплектующих собственными силами, так и против нее. Высокая степень вертикальной интеграции снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, но может привести к росту себестоимости продукции и снижению ее качества; вместе с тем закупка большей части комплектующих изделий на стороне означает переход к так называемой отверточной технологии, ставит фирму в чрезмерно сильную зависимость от колебаний конъюнктуры, ведет к потере имиджа.

Внешне-экономический толковый словарь