ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
политика РФ в сфере внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ о внешнеторговой деятельности. Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ. В целях интеграции экономики РФ в мировую экономику СРП в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования торговли между странами — участницами этих союзов и странами — участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран — участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран — участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами (ст. 5 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Компетенция РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности установлена в Законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В ведении РФ находятся:
1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики РФ;
2) обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов РФ, экономических интересов субъектов РФ и российских лиц;
3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;
4) установление обязательных на всей территории РФ стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;
5) определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, оказания технического содействия в создании объектов военного назначения за рубежом, передачи технической документации, организации лицензионного производства, модернизации и ремонта военной техники, а также оказания других услуг в области военно-технического сотрудничества и сотрудничества с иностранными государствами в ракетно-космической области;
6) определение порядка вывоза и ввоза расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих наркотических средств, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала, животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, частей и дериватов, а также порядка их использования;
7) определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;
8) определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки;
9) определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств РФ, ввоза сырья для переработки на таможенной территории РФ и вывоза продуктов его переработки;
10) определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;
11) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории РФ;
12) предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставленных РФ иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов РФ и внешних заимствований РФ;
13) формирование и использование официальных золотовалютных резервов РФ;
14) разработка платежного баланса РФ;
15) привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства РФ, контроль за их использованием;
16) установление лимита внешнего государственного долга РФ и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;
17) заключение международных договоров РФ в области внешних экономических связей;
18) участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;
19) создание и функционирование торговых представительств РФ за рубежом, а также представительств РФ при международных экономических и научно-технических организациях;
20) владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью РФ за рубежом (ст. 6 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). В сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности находятся:
1) координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ, в том числе экспортной деятельности субъектов РФ в целях максимальной реализации их экспортного потенциала;
2) формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;
3) получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование во внешнеторговой деятельности и погашение. Средства для предоставления гарантий в отношении иностранных кредитов предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ. Субъекты РФ, бюджеты которых дотируются из федерального бюджета, обязаны согласовывать величину кредита с Правительством РФ;
4) выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;
5) координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;
6) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности (ст. 7 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В частности, субъекты РФ имеют право в пределах своей компетенции:
1) осуществлять внешнеторговую деятельность на своей территории в соответствии с законодательством РФ;
2) осуществлять координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц;
3) осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности;
4) предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории. СРП не отвечает по дополнительным гарантиям субъектов РФ;
5) предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами субъектов РФ. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам РФ;
6) создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов в соответствии с законодательством РФ о внешнеторговой деятельности;
7) заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств;
8) содержать своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности (ст. 8 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ осуществляется путем разработки и реализации решений федеральным органом исполнительной власти, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, включая заключение международных договоров РФ, непосредственно затрагивающих внешнеторговые интересы субъектов РФ, а также путем взаимного обмена информацией между ними в этой области. Федеральный орган исполнительной власти обязан своевременно согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ планы и программы развития внешнеторговой деятельности РФ, затрагивающие интересы субъектов РФ и находящиеся в пределах его компетенции. Органы исполнительной власти субъекта РФ в месячный срок после получения соответствующего проекта на согласование направляют официальное заключение федеральному органу исполнительной власти. Неполучение официального заключения от субъекта РФ рассматривается как его согласие с направленным на согласование проектом. Органы исполнительной власти субъекта РФ обязаны регулярно информировать федеральный орган исполнительной власти обо всех действиях, предпринятых субъектом РФ по вопросам совместного ведения в области внешнеторговой деятельности (ст. 9 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).