Ведомственность
монопольное право распоряжения чем-либо.
монопольное право распоряжения чем-либо.
обособление интересов работников аппарата отраслевого экономического управления (ведомства), его отдельных звеньев и других работников, связанных с этим ведомством, в ущерб общегосударственным интересам. Ведомственность проявляется в создании в регионах от имени таких ведомств собственной инфраструктуры только для своих предприятий, осуществление нерациональных внутриведомственных транспортных перевозок грузов и т.п. Таким образом, ведомственность основывается на монополизме замкнутых производственных ведомственных систем, административно-командном разделении сфер влияния, на самовластном принятии монопольных хозяйственных решений.
Доминирование интересов относительно самостоятельных звеньев (ведомств) управления над интересами всей системы образует замкнутую административно-хозяйственную систему (ведомственную структуру), заинтересованную, прежде всего, в укреплении своего положения с ориентацией на текущие результаты. При этом каждый коллектив – государственного или частного предприятия – заботится, прежде всего, о своих эгоистических интересах, а потому стремится иметь лучшие ресурсы, создать соответствующие запасы сырья, иметь собственные транспортные средства, ремонтную базу и т.д.
Без устранения или существенного ограничения ведомственности в отсутствии соответствующих рыночных структур успешная работа производственных коллективов невозможна.
Ведомственность – антипод местничества. Как первое, так и второе – негативные явления в обществе, которые противоречат идее рационального управления интересами предприятий как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому следует добиваться оптимального сочетания этих интересов для максимального ослабления противоречий между ведомственностью и местничеством. Для государственных предприятий это возможно при условии количественного определения границ, в которых претензии руководителей этих предприятий, в частности на пользование общественными (региональными) ресурсами, являются законными. Регулировать противоречия между ведомственностью и местничеством должны местные органы власти. Такое регулирование очень важно, поскольку ведомственность порождает групповые интересы эгоизма, а следовательно, приводит к сокрытию ресурсов, искажению экономической информации, корректировке планов по их занижению, лоббизму, коррупции, теневому предпринимательству внутри общественного производства и т.д.
Преодоление ведомственности связано с формированием безведомственных форм хозяйствования – концернов, консорциумов, хозяйственных ассоциаций, коллективных предприятий, с развитием кооперации, аренды, с соблюдением антимонопольного законодательства. Разгосударствление, корпоратизация и приватизация, формирование полноценного цивилизованного рынка подрывают основы ведомственности, предопределяют условия его преодоления.