УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
англ. financial management) – сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (пр-тий, орг-ций, учр-ий, обществ. фондов) (см. Финансовый менеджмент). Составляющей У.ф. является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учр-ниями. Субъектами управления служат законодательные органы, принимающие законы о финансах, финанс. деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финанс. процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финанс. аппарат в коммерч. и некоммерч. орг-циях, пр-тиях, учр-ниях. К исполнительным органам У.ф. в России относятся: Министерство финансов РФ и его территориальные органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы. Функции У.ф. включают: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль за их состоянием, учет финансовых ресурсов. Финансовый анализ призван формировать информацию, необходимую для принятия управленч.решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации и проявившихся тенденций, выявл. проблем. Он опирается на бух., статистич., оперативную документацию, отчетность. В ходе финанс. анализа широко используются методы аудита. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финанс. ресурсов и потребностей финанс. процессов в них, возможные варианты осуществления финанс. деятельности и представляет собой предпосылку финанс. планирования. В ходе планирования финанс. ресурсов и финанс. деятельности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финанс. ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов. Основой финанс. планирования служат составление и принятие бюджетов и финанс. балансов, а также разработка и утверждение финанс. разделов целевых программ, бизнес-проектов, бизнес-планов. Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финанс. планов, осуществляемой в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспределения, изменения целевой направленности финанс. ресурсов в свете новых задач. Контроль за состоянием финансов, ходом финанс. деятельности на всех уровнях финанс. системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам У.ф. информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финанс. ресурсов, ден. средств, исполнении бюджетов, балансов. Один из элементов контроля – аудиторская проверка. Учет финанс. ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы. В У.ф. сочетаются административно-распорядительные методы, основ. на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финанс. ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования ден. средств, и экономические методы, базирующиеся на матер. заинтересованности агентов финанс. отношений, участников финанс. деятельности в лучшем, эффективном использовании финанс. ресурсов. В условиях централизованно управляемой экономики главенствующее место в У.ф. принадлежит административно-распорядит. методам, тогда как рыночной экономике присуща высокая степень децентрализации управления финанс. ресурсами. Однако значит. централизация У.ф. наблюдаются и в странах с рыночной системой ведения хоз-ва, что является неизбежным следствием большой доли финанс. ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов федерации и муницип. территор. образований (местные бюджеты). У.ф. тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, т.к. кредиты служат важнейшим источником финанс. ресурсов. Применение экономико-математич. методов и моделей, использование компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки информации позволяет автоматизировать отд. процессы У.ф. Развитие мирохозяйственной системы приводит к образованию мировой финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление международными финансами, осуществляемое рядом комитетов Организации Объединенных Наций, Международным валютным фондом и др. мировыми финанс. институтами.