ТАРГЕТИНГ
от англ. target — цель] — в маркетинге, рекламе и особенно в интернет-рекламе — это выделение из всей имеющейся аудитории только той ее части (целевой аудитории), которая удовлетворяет заданным критериям, а потому вероятнее всего может стать вашим клиентом, с последующим показом рекламы только этой аудитории. Главное в Т. — целевая адресация. Рекламные материалы, выбранные для предъявления в рамках программы Т., показываются только посетителям, удовлетворяющим заданным условиям. Коммерческий смысл Т. — сокращение затрат на рекламу и повышение ее эффективности. Т. может осуществляться по таким направлениям, как географическое положение аудитории, социальная принадлежность, уровень дохода, интересы аудитории и др., в связи с чем определяются формы и время показа рекламного объявления. Использование Т. дает возможность повысить эффективность рекламной кампании за счет показа объявления только той аудитории, которая вам необходима. Простейший и наиболее популярный вид Т. осуществляется путем простого подбора рекламных площадок так, чтобы их аудитория соответствовала целевой по своим интересам, возрасту, месту проживания и т.п. Различные виды рекламы обладают разными возможностями Т. Так, например, размещение рекламы на федеральных телеканалах имеет минимальные возможности для Т., но этот недостаток покрывается широтой охвата аудитории в кратчайшие сроки по сравнению с другими медиа, что является оптимальным для рекламы товаров широкого потребления. Однако при размещении рекламы на телевидении можно использовать такие направления Т., как тематику передачи, время показа и т.д. Самые продвинутые рекламные площадки могут предоставлять возможность Т. как по интересам и социальному положению, так и по географическому положению, времени показов объявления, а возможности Т. контекстной рекламы являются максимальными по сравнению с другими видами рекламы. Рекламные сети обычно тоже предоставляют возможности Т. по рекламным площадкам, по географии, времени показа (утро или вечер, будни или выходные). Географический Т. — один из самых распространенных видов этой технологии. Рекламодатель выбирает ряд географических областей (стран, регионов одной страны, городов), жителям которых и показывается реклама. Например, сервис автопроката в Москве заинтересован исключительно в московской аудитории, поэтому его промоутер выбирает географический Т. по Москве таким образом, что его рекламные материалы будут показаны (а, соответственно, показы или последовавшие за ними действия посетителей будут оплачены) только в расчете на посетителей Московского региона. Таргетинг по дням недели — другой способ ограничения аудитории, потребляющей рекламу. Это выбор одного или нескольких дней недели, в течение которых посетителям будет транслироваться реклама. Например, фирма по настройке бухгалтерских программ заинтересована исключительно в бизнес-аудитории, использующей интернет в основном в будние дни. Поэтому специалист, проводящий рекламную кампанию, выбирает таргетинг по дням — с понедельника по пятницу. Временной таргетинг позволяет ограничить показ рекламы по времени в течение одного дня. Владелец сайта, занимающегося предоставлением услуг по подготовке рефератов и курсовых, заинтересован в аудитории с невысоким уровнем дохода (школьники, студенты), а потому выбирает ночной Т. (например, с 23.00 до 4.00). Поэтому его реклама будет предъявляться в этот временной период каждого дня. Для примера можно сравнить TV-аудитории различных «женских» ток-шоу и канала РБК («Росбизнесконсалтинг»). Остальные виды рекламы также имеют свои особенности Т. Так, например, наружная реклама (штендеры, указатели, вывески) имеет преимущество в географическом Т., поскольку привлекает внимание людей, непосредственно проходящих рядом с вашим магазином или офисом. Реклама в специализированных журналах дает возможность максимального Т. по интересам и т.д. Отдельно стоит отметить возможности Т. в сети интернет, т.к. по сравнению с другими видами рекламы возможности Т. в интернете уникальны. Часто Т. в узком смысле слова воспринимается как технология интернетрекламы, помогающая снизить издержки рекламодателя на привлечение к рекламируемому объекту целевой аудитории. Ее суть — выделение из числа посетителей сайта группы людей, удовлетворяющих некоторым заранее определенным условиям. Еще более узко Т. понимается как управление показами баннеров, подразумевающее в первую очередь определение серверов, на которых следует демонстрировать рекламу, по их тематической направленности или географической принадлежности пользователей. Возможности Т. можно задействовать при создании партнерской программы. Те программы, в которые эти опции были включены заранее, можно отредактировать; для этого надо в соответствующих полях формы отметить галочками интересующие регионы, дни недели и временные промежутки — этим и определяются условия Т. В случае использования хотя бы одной из опций комиссия системы увеличивается на 5%. Уникальную возможность Т. предоставляют поисковые машины, поскольку к ним обращается посетитель с уже сформулированной потребностью (запросом). Крупные поисковые системы, продающие показы баннеров по запросам пользователя, определяют область его поиска и показывают ему баннеры, сходные по тематике. Контекстная реклама на поисковых машинах показывается пользователю в зависимости от словосочетаний, содержащихся в его поисковом запросе. Такая реклама является весьма эффективной, т.к. воспринимается человеком не как досадная помеха, а как дополнительная информация по запрошенной им теме. Рекламодатели также стремятся покупать показы баннеров именно на узкотематических сайтах (или разделах сайтов), где подавляющая часть посетителей интересуется заданным типом продукции/услуг. А.П. Панкрухин Холмогоров В. Интернет-маркетинг: краткий курс. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. С. 267. Таргетинг: Словарь рекламных терминов // http:// propel.ru/slovar/target. php.