InvestFuture

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ,

Просмотры: 803
Оцените материал:
(оценок: 20, среднее: 4.35 из 5)

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ,

ограниченные территории или предприятия отдельных отраслей, расположенные в различных точках страны, где действуют льготные экономические условия для национального и зарубежного бизнеса.

Глоссарий по маркетингу, проект "Хидирнери луцман кентрон"

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ,

зона свободного предпринимательства), ограниченные территории, в которых действуют льготные экономические условия для ино-странных и национальных предпринимателей. Создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических проблем. К свободным экономическим зонам относятся специальные экономические зоны, зоны совместного предпринимательства, зоны свободной торговли и др.

Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ,

вид особого режима осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности, предусмотренный в ст. 23 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон должен был устанавливаться федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ, однако закон о свободных экономических зонах не был принят. Свободные экономические зоны создавались:

— в Магаданской области (особая экономическая зона);

— в Калининградской области (особая экономическая зона);

— в Кемеровской области;

— в Новгородской области;

— на Сахалине;

— в Алтайском крае;

— в Читинской области (СЭЗ «Даурия»);

— в г. Ленинграде и г. Выборге Ленинградской области;

— в Приморском крае в районе г. Находка;

— в Ингушской Республике;

— в Кабардино-Балкарии. Кроме того, учреждались зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и центр международного бизнеса «Ингушетия». Налоговые льготы в свободных экономических зонах предоставлялись как на основании актов законодательства РФ, так и на основании актов законодательства и подзаконных актов регионов РФ. Последние нередко противоречили актам налогового законодательства РФ. В письме Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 25, 29 июня 1993 г. № 04-06-01, НП-4-06/93н «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах» указывалось: «Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» предусмотрена возможность предоставления дополнительных налоговых льгот для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, осуществляющих хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах. Однако последующее законодательство определило порядок предоставления льгот по налогам только актами налогового законодательства. Так, согласно ст. 23 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» запрещается предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» право устанавливать льготы плательщикам налогов предоставлено исключительно Верховному Совету РФ и другим органам государственной власти. Постановлением Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 г. № 3255-1 «О некоторых вопросах налогового законодательства РФ» предусмотрено, что льготы по федеральным налогам вводятся путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт по конкретному налогу». В настоящее время на уровне регионов и административно-территориальных единиц налоговые льготы предоставляются по региональным налогам и местным налогам.

Энциклопедия российского и международного налогообложения

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ,

сравнительно небольшие территории государства, на которых вводится льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и отечественных инвесторов и создается вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. В мировой практике СЭЗ создаются как в развитых (Великобритания, Германия, Голландия, США), так и в развивающихся странах (Бразилия, Южная Корея, Малайзия и др.). Весьма широко используют СЭЗ в Китае в своей политике привлечения иностранного капитала. Различают несколько видов зон: свободные склады, свободные таможенные зоны (СТЗ), научно-технические зоны (НТЗ), которые в США называются технопарки, а в Японии - технополисы, и, наконец, СЭЗ, главным образом экспортной специализации. Особым режимом отличаются оффшорные зоны. СЭЗ, особенно зоны экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. Например, одной из первых СЭЗ была зона в Ирландии, созданная в аэропорту Шеннон в 1959 г. Позднее такая же зона была создана в английском аэропорту Дог-Айленд. Некоторые зоны создаются на более крупных территориях, как промышленный округ свободной зоны Манаус в Бразилии, специальная экономическая зона Шеньжень в Китае и др. Для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признается приоритетным с точки зрения общественных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты. Опыт зарубежных СЭЗ говорит о том, что инвесторы пользуются примерно одинаковым набором льгот: таможенными (освобождение от импортных по- шлин или их существенное снижение по сравнению с обычными); налоговыми (отсутствие налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизов); бюджетными (предоставление разного рода субсидий); правовыми (упрощенный режим учреждения и регистрации фирм); банковскими (льготное кредитование); валютными (полная либерализация валютных операций). Предоставленные льготы в дальнейшем окупаются растущими доходами бюджета от роста производства в зоне. Однако в мире СЭЗ сравнительно немного, и решения об их создании принимаются лишь после основательной проработки, в результате которой доказывается их народнохозяйственная целесообразность и эффективность. В РФ была предпринята неудачная попытка создания СЭЗ на уровне целых краев и областей, когда в 1990-1991 гг. было объявлено о формировании 11 крупных зон. В конце 90-х гг. создаются свободные таможенные зоны, расположенные вблизи крупных международных аэропортов (приняты решения о создании таких зон около аэропортов Шереметьево и Внуково (Москва)), а также международных портов, например, в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и др. В таких зонах создаются консигнационные склады, предприятия по подработке продукции и некоторые другие производственные предприятия. Создаются и свободные таможенные склады, которых только на территории Москвы и Московской области уже более 150. Важным шагом по созданию СЭЗ производственного типа является Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", принятый обеим палатами Федерального Собрания и подписанный Президентом РФ в январе 1996 г. Закон предусматривает для Особой экономической зоны режим свободной таможенной зоны (товары при вывозе и при ввозе на территорию зоны освобождается от таможенных пошлин), а также ряд других льгот, в частности на резидентов зоны не распространяется порядок обязательной продажи иностранной валюты на валютном рынке РФ.

Внешне-экономический толковый словарь