англ. spacecraft insurance) – совокупность видов имущественного и личного страхования, связанных с осуществлением космической деятельности. Первый договор С.к.р. был заключен в 1965 в отношении космического аппарата Early Bird, принадлежащего консорциуму Comsat. Он покрывал риск предстартовой подготовки и ответственности перед третьими лицами в случае неудачного пуска. Как правило, С.к.р. охватывает только коммерч. проекты (космич. системы связи, навигации и космич. мониторинга), однако существуют прецеденты страхования некоммерч. программ (космич. оборонные системы, научные программы). В рамках С.к.р. была организована страховая защита для более 99% коммерч. космич. проектов. Достаточно интенсивное развитие С.к.р. связано с ростом инвестиций в космич. отрасль и бурным развитием телекоммуникационных космич. систем, обусловленных глобальной информатизацией. Сначала космич. риски размещались на рынке авиационного страхования (см. Страхование авиационное), однако их специфика способствовала выделению в отд. вид. За рубежом инфраструктура системы космич. страхования в осн. уже сложилась. Емкость рынка космич. страхования с 1985 выросла со 150 млн долл. США до 900 млн в 1997. Ассортимент страховых продуктов постоянно расширяется. Как показывает практика зарубежного С.к.р., еще на этапе бизнес-планирования космич. проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в к-ром особое внимание уделяется орг-ции страховой защиты. Необходимость орг-ции страхового покрытия в большинстве случаев является непременным условием привлечения финанс. средств для реализации проекта. Учитывая значит. капиталоемкость космич. проектов, потенц. инвесторы стремятся максимально снизить свой предпринимательский риск. Особо оговариваются санкции в случае невыполнения условий или сроков осуществления проекта. Потенц. страхователями в зависимости от этапа реализации космич. проекта выступают его инвесторы, разработчики и производители космич. техники, а также орг-ция, осуществляющая запуск ракет космич. назначения. Однако осн. носителем риска является собственник космич. системы. Расходы на С.к.р. включаются в структуру цены космич. продукции (услуги, производимой космич. системой). Т.о., финансирование организации страховой защиты возлагается на конечного потребителя. За рубежом различают след. осн. виды страхового покрытия С.к.р.: страхование во время производства и испытаний ракетно-космич. техники, функциональные и огневые испытания; период предстартовой подготовки элементов ракет космич. назначения к пуску, включая их транспортировку, хранение и подготовку на космодроме; период действия страховой защиты заканчивается моментом подачи санкционированной команды «контакт-подъем». В случае остановки пуска договор страхования вновь вступает в силу до момента повторного запуска либо до его окончат. отмены. Период действия договора страхования при запуске ракеты космич. назначения, как правило, охватывает пуск и выведение орбитального аппарата в заданную точку космич. пространства (launch insurance) и 180 дней его орбитального функционирования с момента пуска, в течение к-рых проверяется возможность его использования по целевому назначению. Размер страхового тарифа по данному виду страхового покрытия составляет 17–21%. В основу определения страховой стоимости включается стоимость самого орбитального аппарата, средства выведения и издержек по организации запуска. Размеры страховых сумм при страховании запуска колеблются в пределах 80–250 млн долл. в зависимости от орбитального аппарата и средств выведения. С.к.р. при орбитальном функционировании космич. аппаратов проводится в осн. сроком на 1 год. В объем покрытия может быть включен предпринимательский риск собственника космич. проекта (финанс. потери в случае гибели, повреждения спутника на орбите, повлекшего за собой невозможность функционирования по целевому назначению). В соответствии с законом США «О коммерческих запусках» лицензиат, т.е. сторона, имеющая лицензию на проведение запуска, должен представить документы (сведения о ден. средствах, депонированных в банке, или страховой полис), гарантирующие возмещение ущерба перед третьими лицами в размере от 164 до 215 млн долл. в зависимости от используемого средства выведения. Если ущерб превышает размер данного обеспечения, пр-во США гарантирует возмещение ущерба до 1,5 млрд долл. сверх него. Кроме того, лицензиат обязан застраховать объекты и оборудование стартового комплекса, являющиеся федер. собственностью пр-ва США, на сумму порядка 80 млн долл. С.к.р. в России – достаточно новый и интенсивно развивающийся сегмент страхового рынка. Проблемы освоения космоса были тесно взаимоувязаны с вопросами обеспечения обороноспособности нашей страны, что предопределило монополию гос-ва на реализацию космич. программ и закрытый характер информации в отношении отечеств. космич. технологий. В связи с этим гарантии по космич. программам до конца 80-х гг. предоставлялись пр-вом из бюджета. Правовой основой осуществления страховой защиты космич. деятельности является Закон РФ «О космической деятельности» (1993). В соответствии с законом страхование космонавтов, персонала наземной космич. инфраструктуры, а также ответственность перед третьими лицами осуществляется в обязат. форме. Страхование имуществ. интересов участников космич. деятельности, связ. с гибелью, утратой и повреждением космич. техники, проводится в добровольной форме. Российские космич. страховщики в осн. покрывают только риски запуска и орбитального функционирования ракетно-космич. техники.