вид страхования ответственности, объектом которого является гражданская ответственность владельцев автотранспорта, которую они несут в силу закона как обладатели источника повышенной опасности перед третьими лицами (физическими и юридическими). Обеспечивает выплату потерпевшему ден. возмещения (обеспечения) в размере суммы, к-рая была бы взыскана с владельца средств транспорта по гражданскому иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества, происшедших по вине страхователя в результате аварии или др. дорожно-трансп. происшествия (ДТП). При этом для каждого владельца трансп. средств ответственность носит абстрактный характер до момента наступления страхового случая, когда она приобретает вполне конкретное матер. содержание, выражающееся как в характере причиненного вреда, так и в конкретной сумме ущерба. При данном страховании заранее определены только страховщик (страховая орг-ция) и страхователь (владелец средств транспорта), к-рые, вступая во взаимоотношения (в соответствии с существ. законодательством данной страны), создают за счет средств страхователей спец. страховой фонд для расчета с потерпевшими. Поскольку в отличие от принятого в др. отраслях страхования при С.г.о.в.а. отсутствует застрахованное конкретное лицо или конкретное имущество, страховая сумма также не может быть заранее установлена. Ее роль выполняет лимит ответственности страховщика по данному виду страхования или фактич. сумма причиненного потерпевшему вреда (ущерба) при ДТП, если такой лимит отсутствует. Наряду с единоврем. выплатами (напр., за повреждение или гибель средств транспорта, одежды, багажа, витрин магазинов, домашних животных и др. имущества, а также в случаях причинения вреда здоровью людей, вызвавшего временную утрату трудоспособности) производятся долговременные выплаты, связ. с возмещением утрач. заработка или в связи со смертью кормильца. Размер выплат в пределах лимита ответственности страховщика определяется исходя из фактич. величины причин. вреда (ущерба) по согласованию сторон (страховщика и потерпевшего) или в соответствии с решением суда. Тарифные ставки рассчитываются с учетом размера вреда (в стоимостном выражении), причин. гражданам и орг-циям, к-рый зависит от размера заработка, утраченного потерпевшим вследствие потери трудоспособности, расходов, вызв. повреждением здоровья, сумм, выплачиваемых лицам, состоявшим на иждивении потерпевшего (в случае его смерти), а также убытков, причиненных имуществу граждан и орг-ций. Дифференциация страховых тарифов учитывает мощность мотора или рабочего объема цилиндров двигателя средства транспорта, сложившиеся в данной местности показатели аварийности и убыточности страховых операций и нек-рые др. факторы, определяющие степень риска в данном виде страхования. Условия страхования нередко предусматривают соотв. скидки с платежей для аккуратных водителей, не допускающих аварий, наездов и др. страховых случаев, и надбавки для недисциплинир. водителей. С.г.о.в.а. в большинстве стран мира проводится в обязат. форме, т.к. только такая форма обеспечивает возмещение вреда пострадавшим в ДТП. Это страхование может выступать как самост. вид или входить в совокупность видов автотрансп. страхования (см. Страхование автотранспортное), оформленных по одному страховому документу (полису). В европ. странах, где обязательное С.г.о.в.а. действовало уже в начале 50-х гг., была введена т.н. Зеленая карта – система междунар. договоров и страхового удостоверения обязат. страхования автогражданской ответственности. Документ (полис), выданный по системе «Зеленая карта» владельцу средств транспорта, служит подтверждением наличия этого страхования на тер. всех стран, участв. в соглашении. В России, до принятия федер. закона о введении обязат. страхования гражданской ответственности владельцев автотрансп. средств, оно проводится в добровольной форме.