динамично и противоречиво развивающаяся система национального хозяйства, где ведущая роль принадлежит рынку, с разнообразием видов экономики от закрытой (closed economy) до смешанной, социальноориентированной, открытой (open economy), со свободой выбора форм и методов предпринимательской деятельности. Идеи абсолютной рыночной свободы и открытости экономики носят чисто академический характер так же, как и модели риска совершенной и несовершенной конкуренции: монополистической, олигополии и монополии. Эффективное гос. регулирование, достигшее высокого уровня в Э.с.р., используется для смягчения дефектов, порождаемых усилением конкуренции как движущей силы воспроизводства капитала и ограниченностью возможностей рыночного саморегулирования. При этом осн. продуктом гос-ва, также имеющим рыночную стоимость, являются задаваемые и поддерживаемые им «правила игры», выступающие залогом стабильности социального целого. Гос-во направляет ресурсы в те сферы и отрасли хоз-ва и программы реформирования об-ва, к-рые наиболее актуальны и стратегически важны. Аккумулируя и распоряжаясь гигантскими финанс. ресурсами, оно выступает одновременно крупнейшим потребителем товаров и услуг и самым крупным институциональным инвестором, что позволяет ему активно поддерживать равновесие между эффективным спросом и предложением, снижать безработицу и обеспечивать занятость на оптимальном уровне, укреплять нац. валюту, осуществляя контроль за объемом денежной массы, обслуживать финанс. обязательства пр-ва, соблюдать необходимые макроэкономич. пропорции. Для достижения своих целей в условиях Э.с.р. гос-во использует широкий арсенал инструментов и средств: гос. заказ и собственность; перераспределение национального дохода и расходование бюджетных средств; участие и контроль в сфере кредита и инвестиций; юридич. и адм. меры, экономич. и финанс. контроль. Хотя имеются различия по периодам, странам и сферам экономики, общим подходом является ограничение прямого регулирования до минимума на микро- (предприятие) уровне и усиление его на мезо- (отрасль) и макро- (общий и межгос.) уровнях. Становление Э.с.р. происходило на пути от первоначального накопления капитала – дикого капитализма с жесткой эксплуатацией природных и людских ресурсов, игрой не по правилам, а по силе – до конкурентной корпоративно-гос. экономики, совр. информационного об-ва, оценивающего региональные и глобальные проблемы жизнедеятельности индивида и человечества и пути их решения в рамках региональных и междунар. соглашений, объединений и оргций, в пределах народнохозяйств. и внешнеэкономической деятельности и связей. Э.с.р. сглаживает и канализирует антагонизмы капиталистич. об-ва, перераспределяя значительную часть ВВП через гос. бюджет, обществ. и(или) частные фонды и финанс. ин-ты. Обществ. сознание совр. постиндустриального общества, не обремененное проблемой ликвидации частной собственности, оставляет собственнику психологическую удовлетворенность фактом владения, взамен перераспределяя в пользу обществ. блага значит. часть доходов, ранее им присваиваемых. «Дезинтегрированные», преодоленные формы частной собственности в Э.с.р. – скорее символ владения и условие получения определ. доходов, чем возможность действовать в качестве субъекта рынка, обладающего реальной хоз. властью. Эта власть сосредотачивается в руках новых распорядителей (от топменеджеров компании до высшего руководства пенсионных фондов, страховых фирм и пр. финанс. ин-тов), становящихся осн. акционерами корпораций и фирм. Э.с.р. характеризуется соотв. формами движения капитала и инвестиций, многовариантностью и разнообразием форм собственности, расширением сферы частного предпринимательства и вместе с тем появлением ассоциированной, коллективной, личной и др. форм собственности, отрицающих родовые признаки капитализма, накоплением научно-технич. знаний, ноу-хау, утверждением совершенных организац. структур, квалифицированным персоналом, широкой культурой, высокими технологиями, совр. менеджментом и маркетингом. (В экономич. теории такая форма организации экономики называется «управленческий капитализм» – англ. managerial capitalism). Демократизация процесса накопления капитала и его структурные изменения в пользу личностного фактора производства существенно преображает наемный труд, расширяя его соц. границы, ускоряет процесс его качеств. и количеств. роста, ослабляет зависимость наемного работника от работодателя. Падение доли акций, находящихся в индивид. владении, и снижение их доли в структуре распределения акционерного капитала крупнейших компаний означает возрастание в ней уд. веса юридических лиц – институциональных инвесторов (страховых, пенсионных, университетских и др. фондов, занимающихся размещением на рынке ценных бумаг взносов, вкладов и мелких сбережений). В то же время ни одна корпорация (по законодательству большинства стран Э.с.р.) не имеет права держать в своих руках более 40–50% произ-ва того или иного вида продукции. Практически у всех транснац. и крупных корпораций (как правило, входящих в первую мировую тысячу) существует запрет не только для физич., но и для юридич. лиц держать более определ. доли акций др. корпораций. Согласно антитрестовскому законодательству в большинстве постиндустриальных стран запрещается сговор в удержании цены на не соответствующем соотношению спроса и предложения уровне. Важным антимонопольным фактором является не столько законодательство, сколько реальная структура корпораций и фирм, их множественность и закрепленная всей суммой как гос. законов, так и традиций свобода выбора и действий предпринимателя. Топ-менеджеры корпораций и фирм не могут не считаться с рекомендациями и прямым вмешательством спец. администраций и(или) комиссий, созданных на их основе. Взаимное владение акций юридич. лицами – финанс. основа корпорации, и гл. роль играют уже не рисковые операции, не дивиденды, а безубыточность и поддержание стабильности. Суть перемен в биржевой практике Э.с.р. – снижение рисков (неотъемлемой черты конкурентной экономики) до такого уровня, при к-ром уменьшается кумулятивное падение курсов и опасность перерастания биржевого кризиса в экономический кризис. Компании, входящие в финансовопромышленные группы (ФПГ), транснациональные корпорации (ТНК), объединяются совместным перекрестным владением акций, контролем над управлением в каждой из них, хотя и не принимают в этом управлении участия. Совр. корпорации более устойчивы к рискам и колебаниям конъюнктуры по сравнению с тем, что было характерно для крупных компаний в 1-й пол. ХХ в. Это обусловлено, в частн., максимизацией свободы предпринимательства с приходом к власти в кон. 70-х гг. неоконсерваторов, что привело не только к усилению конкуренции, но и к ликвидации убыточности на ранее принадлежавших гос-ву пр-тиях. В Э.с.р. отход крупной корпорации от статуса гос. (второго сектора) не всегда означает ее превращение в частную (первый сектор), чаще всего происходит переход в третий сектор – смешанную экономику. И если ход развития капитализма XIX и нач. ХХ вв. свидетельствовал об исчерпании возможностей строя, то к нач. XXI в. проявилась трансформация господствующей системы в развитых капиталистич. странах в качественно новое обществ. устройство, в новый тип (вид) цивилизации. На фоне технологической и информационной постиндустриальной революции стала отчетливо проявляться тенденция постэкономической трансформации Э.с.р., к-рая пока ограничивается определ. сферами хоз-ва и соц. слоями. Осн. направления этой трансформации: разрушение прежней основы стоимостных отношений и подрыв сложившихся рыночных закономерностей, т.к. хоз. успех определяется ресурсами, крые не всегда могут быть оценены в стоимостных категориях; изменение форм отношений собственности с преодолением традиц. классового конфликта экономического общества; ориентация не столько на обретение и владение материальными благами, сколько на превращение информации в новое знание, стремление к достижению внутренней удовлетворенности в адекватной постэкономическому обществу форме человеческой деятельности – творчестве. В этом случае, обладая властными и экономич. рычагами, гос-во может оказаться бессильным перед теми индивидуальными собственниками информации и знаний – носителями нематериальных активов, постматериальных ценностей, к-рые стремятся к самоутверждению в опасных для общества целях и формах. В советской экономической науке господство концепции «империализма – государственно-монополистического капитализма – как высшей и последней стадии» развития Э.с.р. помешало осознанию того факта, что в борьбе с тенденцией к гегемонии олигархов и монополизма именно демократич. либеральное гос-во создает и регламентирует «правила игры» и условия доминирования конкурентного начала над монопольным, в т.ч. и над индивидуальной монополизацией знаний в опасных для демократич. общества формах.