СЕМЬ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Претворение идей обучающейся организации в практику оказалось очень трудным. Этому мешают семь наиболее крупных препятствий: 1. Менеджеры не любят передавать властные полномочия. 2. Обучение требует гибкости и готовности рисковать, а также достаточно полномочий, чтобы экспериментировать в этой области. Как правило, менеджеры с трудом воспринимают идею учиться на собственных ошибках. 3. Действия в условиях неопределенности. Обучающаяся организация порождает неопределенность и расплывчатость в областях, которые раньше были вполне понятными. Из-за этого менеджерам приходится учиться управлять в более туманной и менее понимаемой среде. 4. Принятие на себя ответственности. 5. Обучающейся организации требуются новые навыки и умения. В частности, менеджеры должны развивать навыки слушания и уметь действовать как лица, помогающие другим. Простой диктат не добавляет обучающей ценности. 6. Доверие. Воспитанные на концепции «разделяй и властвуй», многие менеджеры с трудом доверяют своим сотрудникам. 7. Неспособность учиться на опыте. Еще одним препятствием, которое исследовал американский профессор Крис Арджирис / Chris Argyris [p. 1923], является то, что компания, как это ни удивительно, не умеют по-настоящему учиться на собственном опыте. Действительно, опыт является одной из величайших загадок организационной жизни. Предполагается, что менеджеры получают определенные выгоды от опыта. Больший опыт позволяет принимать более продуманные решения (хотя это происходит только тогда, когда вы на нем учитесь). Но хотя личный опыт считается важным, коллективный корпоративный опыт, как правило, вообще не учитывается. Стюарт Крейнер, Ключевые идеи менеджмента, М., «Инфра-М», 2002 г., с. 293-295.