СЧЕТА, НАЦИОНАЛЬНЫЕ
national accounts) - особые формы, составленные в качестве приложения к проекту закона о государственном бюджете на определенный год и представляющие статистические данные по экономическому развитию страны за предшествующие годы.
national accounts) - особые формы, составленные в качестве приложения к проекту закона о государственном бюджете на определенный год и представляющие статистические данные по экономическому развитию страны за предшествующие годы.
счета составляющих источников национального дохода; данные о производстве в различных секторах экономики, источниках доходов, ценах, расходах на приобретение различных видов товаров. На основании этих данных исчисляется национальный доход страны, выявляется общая картина экономической деятельности и ее результатов.
Национальные счета - счета составляющих источников национального дохода; данные о производстве в различных секторах экономики, источниках доходов, ценах, расходах на приобретение товаров. На основании национальных счетов исчисляется национальный доход страны, выявляется общая картина экономической деятельности и ее результатов.
система таблиц в форме бухгалтерских счетов, характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и валового внутреннего продукта, обычно за год. Н.с. фиксируют каждую элементарную экономическую операцию, состоящую в передаче стоимости в определенной форме от одного агента к другому. В результате можно получить сводные данные о доходах, потреблениях, капитальных вложениях и других сторонах экономической деятельности по стране в целом. Стандартная система Н.с. ООН включает финансовые потоки, таблицу затраты-выпуск и балансы имущества в натуральной и денежной форме. Существует ряд систем Н.с. - норвежская, английская и др. В странах ЕЭС применяется "Европейская система интегрированных экономических счетов". В России и других странах - бывших республиках СССР - проводится работа по переходу на систему Н.с. в европейском варианте.
Набор совокупных счетов, указывающих размер и статьи всех доходов и производства в экономике страны. Многие услуги и товары, произведенные женщинами, невидимы для Системы Национальных Счетов ООН (SNA), являющейся стандартной системой почти для всех стран. В национальных счетах не учитывается или недоучитывается 4 сферы деятельности: домашний труд, волонтерский труд, натуральное производство для собственных нужд, и производство в неформальном секторе. Во всех этих сферах заняты и мужчины, и женщины, но методологические аспекты, присущие их измерению, наиболее неуловимы в первых двух, которые в большей степени выполняются женщинами. (Удовлетворительные средства для измерения натурального сельскохозяйственного производства, которое никогда не выходит на рынок и может быть полностью натуральным, с 1950-х гг. были выработаны в большинстве стран. Однако очень большая доля труда в этой сфере, которая выполняется женщинами, все еще считается домашним трудом и остается вне учета.) В 1993 г. была введена новая Система Национальных Счетов (СНС), которая включает в ВВП производство в домохозяйстве для собственного потребления. Однако она продолжает исключать оказание услуг внутри домохозяйства, включая уход за детьми и престарелыми, приготовление пищи и уборку – которые рассматриваются как «неэкономические виды деятельности».
Используя бюджеты времени, исследователи во многих странах смогли определить продолжительность и типы труда, который выполняют мужчины и женщины – труда, о котором они сами могут не подозревать. На основании этих исследований ПРООН [1995] смогла оценить, что в каждой стране женщины работают дольше мужчин – в развивающихся странах в среднем на 13 % (на основании исследований, учитывающих рыночную и неоплачиваемую работу). В развивающихся странах две трети женского труда является неоплачиваемым. В последнее время были достигнуты определенные результаты в решении наиболее сложных проблем измерений, и несколько стран подготовили «спутниковые» национальные счета, учитывающие домашний труд. Они используют измерения различных ресурсов, в зависимости от часов работы, или измерения результатов, применяя оценку оказанных услуг. Стоимость производства, не включенного в СНС в индустриальных странах была оценена на уровне «как минимум половины валового внутреннего продукта и … более половины частного потребления» [ibid., p.97]. Успешная подготовка спутниковых счетов может помочь избежать различных заблуждений, например, ложного увеличения ВВП, когда происходит монетаризация домашних услуг или натурального производства.
См. также: статистика.
UN 1995, Ch.5; UNDP 1995, Ch.5; Waring.
англ. national accounts) – система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде набора счетов и таблиц с целью получения полной картины экономической деятельности страны. СНС как статистическая модель рыночной экономики направлена на информационное обслуживание органов гос. и межгос. управления для принятия ими решений в области формирования и проведения экономич. политики на микро- и макроуровне. Первая версия СНС ООН разработана в 1952. В 1953 ООН был принят документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», в 1968 – второй стандарт ООН, в 1993 – соврем. междунар. стандарт СНС. В его разработке приняли участие ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Евростат и др. СНС применяется более чем в 150 странах. СНС используется для оценки макроэкономич. среды гос-ва в целях инвестирования, развития внешнеэкономич. связей, прогнозирования и сравнения экономич. развития с междунар. стандартами. В основе построения СНС лежат экономич. категории, осн. из к-рых – произ-во, потребление, валовое накопление. В СНС используются понятия и данные бух. учета. Содержания понятий, принятые в экономич. теории и в бух. учете, часто не совпадают. Так, в СНС используют понятие альтернативных издержек (англ. opportunity cost), принятое в экономической теории, для оценки стоимости товаров и активов, использованных в процессе произ-ва, по рыночным ценам, существ. в период произ-ва. Этот способ оценки стоимости товаров и активов рассматривают как оценку стоимости замещения. Непосредственное применение данных бух. учета о стоимости использованных в произ-ве товаров и услуг в ценах приобретения в условиях инфляции приводит к недооценке издержек произва в их экономич. понимании и искажению величин др. показателей СНС (в частн., прибыли). Необходимое условие построения СНС – четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребление. Однако на практике во мн. случаях у разработчиков СНС возникают трудности в отнесении нек-рых видов деятельности или операций к той или иной категории. Напр., к таким вопросам относится отражение в СНС расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление). В целях обеспечения однозначного понимания категорий СНС ее разработчиками и потребителями в СНС ООН сформулированы общие принципы решения сложных вопросов, согласованные на междунар. уровне. Использование стандартных определений и классификаций в СНС дает возможность получать сопоставимую информацию об экономич. деятельности разл. стран. С появлением СНС изменяются, уточняются и вводятся новые счетные категории. Изменяется представление о производств. и экономич. деятельности, ее границах и результатах; пересматривается отношение к сфере услуг и ее участии в экономич. деятельности; уточняются понятия продуктов, товаров и услуг; вводятся понятия трансфертов, резидентов и нерезидентов, экономич. территории, внутренней и нац. экономики; уточняются принципы классификации отраслей экономики и вводится новое для отечеств. практики деление экономики на сектора и др. Так, институциональные единицы в соответствии с типами их экономич. поведения группируются по секторам. В СНС выделяют шесть институц. секторов: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; остальной мир. Напр., сектор «Нефинансовые предприятия» охватывает институциональные единицы, осн. функция к-рых – произ-во товаров и нефинанс. услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль; в сектор «Финансовые учреждения» входят институциональные единицы, занятые финанс. операциями на коммерч. основе (финанс. посредничество и вспомогательная финанс. деятельность) и операциями по страхованию независимо от форм собственности. Счета сектора «Остальной мир» обеспечивают обобщ. обзор экономич. отношений, связывающих нац. экономику страны с «Остальным миром». В обобщ. виде функции, выполняемые институц. единицами в экономич. деятельности, и источники образования ресурсов представлены в таблице. Важнейшей группировкой, используемой в СНС, является классификация экономич. операций. Операция – это экономич. поток (создание, преобразование, обмен, передача или исчерпание стоимости), представляющий собой взаимодействие двух институц. единиц, осуществляемое по взаимному соглашению. Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет др. стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты – это операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д. Экономич. операции подразделяются на группы. Операции с товарами и услугами относят к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг в отраслях и секторах экономики, независимо от того, произведены они в данном периоде или в более ранних. Операции с доходами – осуществляются для распределения и перераспределения до бавл. стоимости отечеств. хозяйствующих единиц и зарубежных производителей, а также перераспределения доходов. Операции с финансовыми инструментами включают приобретение финанс. активов и принятие финанс. обязательств институциональными единицами в разл. секторах экономики. Для анализа экономич. деятельности страны система взаимосвязанных статистич. показателей и экономич. операций представляется в виде определенного набора счетов и таблиц. В СНС используется принцип двойной записи: каждая операция отражается дважды: в ресурсах и использовании, поскольку любая операция включает сумму как выплачиваемую, так и получаемую. Итоги операций по каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, к-рая служит для перехода к след. счету, т.е. является его исходной статьей. Каждый счет в системе оканчивается балансирующей статьей в графе «Использование», а первая запись в последующем счете есть та же самая балансирующая статья, но уже в графе «Ресурсы». СНС предполагает составление след. осн. счетов: счет товаров и услуг, счета производства, образования, распределения и перераспределения, использования доходов; счет операций с капиталом; финансовый счет. Их группируют след. образом: счета для пяти секторов – резидентов внутр. экономики, счета для отраслей экономики; счета для отд. видов экономич. операций; сводные (интегрированные) счета для экономики в целом; для внешнеэкономич. связей («Остального мира») должны составляться внешнеэкономич. счета товаров и услуг, первичных доходов и текущих трансфертов и внешнеэкономич. счета накопления (операции с капиталом и финанс. счет). СНС, реализуемая в России, построена по методологии ООН, учитывающей специфику организации и функционирования переходной экономики. Госкомстатом РФ на 2000 осуществлены расчеты счетов производства, образования доходов, распределения первичных доходов и вторичного распределения доходов, использования располагаемого дохода, счета операций с капиталом и счета товаров и услуг для внутр. экономики в текущих ценах за 1989–99 гг. Построены счета сектора «Домашние хозяйства» (за 1992–98 гг.), секторов «Государственные учреждения» (за 1995–98 гг.) и «Остальной мир» (за 1995–98 гг. ). Поэтапно будет осуществляться построение счетов для др. секторов, а также финансового счета, счета др. изменений в активах балансовых таблиц нац. богатства и др. элементов СНС.