САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. Ряд авторов отдельно рассматривают самоопределение в условиях малой группы и профессиональное самоопределение личности. Одна из наиболее оригинальных и детализированных типологий вариантов профессионального и личностного самоопределения предложена Н.С. Пряжниковым, который различает: - самоопределение в конкретной трудовой функции, операции; - самоопределение на конкретном трудовом посту; - самоопределение в специальности; - самоопределение в профессии (в группе родственных специальностей); - жизненное самоопределение (где профессиональное становление является важнейшей составной частью); - личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения); - самоопределение в культуре, выход на «социальное бессмертие» (терминология А. Г. Асмолова) как высший уровень личностного самоопределения. «Обычно, - пишет Н.С. Пряжников, - человек самоопределяется как бы сразу по нескольким типам [самоопределения], но уровни самоопределения по каждому из этих типов могут быть разными. Например, по своей профессии человек - настоящий творец, а в личной жизни - неудачник, боится жить, боится любить». Пряжников Н.С, Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология», М., «Институт практической психологии», Воронеж; НПО «МОДЕК», 1997 г., с. 21—32. Интересно наблюдение новелевского лаурета Конрада Лоренца / Konrad Lorenz [1903-1989]: «Исследователи - воистину — совершенно не виноваты в том, что люди отказываются от самопознания. Когда Джордано Бруно сказал им, что они вместе с их планетой - это всего лишь пылинка среди бесчисленного множества других пылевых облаков, - они сожгли его. Когда Чарлз Дарвин открыл, что они одного корня с животными, они бы с удовольствием прикончили и его; попыток заткнуть ему рот было предостаточно. Когда Зигмунд Фрейд попытался проанализировать мотивы социального поведения человека и объяснить его причинность, - хотя и с субъективной психологической точки зрения, но вполне научно в смысле методики постановки проблем, - его обвинили в нигилизме, в слепом материализме и даже в порнографических наклонностях. Человечество препятствует самооценке всеми средствами; и поистине уместно призвать его к смирению - и всерьез попытаться взорвать эти завалы чванства на пути самопознания». К. Лоренц, Агрессия (так называемое «зло»), СПб, «Амфора», 2001 г., с. 284—285.