InvestFuture

РЕЗЕРВ

Просмотры: 897
Оцените материал:
(оценок: 44, среднее: 4.52 из 5)
Синонимызапас
Перевод
 АнглийскийАнглийский: reserve, reserves

РЕЗЕРВ

предназначаются для покрытия безнадежных долгов, для амортизации, а также для выплат по накопившимся обязательствам.

Банковский словарь

РЕЗЕРВ

средства предприятия, предназначенные для покрытия возможных потерь в тех или иных частях имущества его (явные, скрытые — см. скрытые резервы).

Справочный коммерческий словарь

РЕЗЕРВ

запас чего-либо (товаров, денежных средств, иностранной валюты и т.п.) на случай надобности; источник, из которого черпаются специально сохраняемые ресурсы в случае острой необходимости их использования.

Современный экономический словарь. 2-е изд.

РЕЗЕРВ

В западной методологии учитываются только те резервы, которые считаются экономически пригодными для добычи. Соответственно, когда ваши методы добычи улучшаются, размер резервов, которые вы можете освоить с прибылью для себя тоже увеличивается.

Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

РЕЗЕРВ

(stockpile) Большой запас товарно-материальных ценностей. Резервы таких товаров, как пшеница или олово, могут храниться в качестве стратегических резервов для использования в экстренных случаях, таких как война или природные катастрофы. Он может храниться и для стабилизации цен на товары или чаще всего для того, чтобы удержать цены на товары выше того уровня, который определил бы конкурентный рынок.

Экономика. Оксфордский толковый словарь

РЕЗЕРВ

Потенциальный прирост эффективности, который можно получить при совершенствовании процесса. Автор предлагает принять за аксиому утверждение, что резервы эффективности существуют всегда («Everything has room for improvement», все может быть усовершенствовано). Задача субъекта, совершенствующего систему, состоит в том, чтобы выбрать направления приложения усилий (процессы, элементы системы), которые дадут наибольший прирост эффективности.

Глоссарий терминов тайм-менеджмента

РЕЗЕРВ

1) резервы банков (кассовая наличность плюс депозиты в федеральных резервных банках (для США); представляют собой важный компонент денежной массы в обращении и являются объектом регулирования через операции на открытом рынке и "учетное окно"; 2) резервы, создаваемые компаниями и банками из прибыли и других источников для увеличения собственных средств, покрытия непредвиденных расходов и уменьшения стоимости своих активов.

Капитал. Энциклопедический словарь

РЕЗЕРВ

1) запас чего-либо на случай надобности; 2) источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, сила; 3) резервы – часть войскового соединения, воинской части, подразделения, а также часть боевого порядка, предназначенная для введения в бой в решительный момент или замены потерявших боеспособность частей, подразделений; 4) место, откуда забирается земля при производстве земляных работ, возведении насыпей, планировке площадок и т.п.

Глобальная экономика. Энциклопедия

РЕЗЕРВ

Сумма, которая размещается или ассигнуется для определенной цели. Резерв обычно представляет собой отложенные средства для исполнения обязательств, а не источник дополнительных средств. В страховых операциях: 1. Сумма, представляющая фактическую или потенциальную ответственность, сохраняемую страховщиком, для покрытия обязательств перед держателями полисов. 2. Общая сумма неоплаченных претензий, заявленных страховщику на определенную отчетную дату.

Страхование и управление риском. Терминологический словарь

РЕЗЕРВ

Все статьи капитала, кроме акций, то есть выпущенного акционерного капитала. Сюда относятся и резерв переоценки, и , и нераспределенная прибыль, и другие специальные резервы, требуемые конкретными стандартами.

Все статьи резервов показывают во всем многообразии, как изменился капитал собственников по сравнению с тем, что предполагалось по уставу при организации компании.

Из этих определений выходит, что, согласно понятийному ряду МСФО, использование термина «резервы» применительно к обязательству-обеспечению или поправке на сомнительные долги принципиально неверно.

 

Толковый словарь терминов МСФО, написанный понятным языком

РЕЗЕРВ

Ранее термин использовался в смысле «компенсаций», как, например, компенсация безнадежных долгов или амортизация В настоящее время используется в основном для выделения части нераспределенной прибыли в каких-либо целях, например, резерв на непредвиденные расходы.

В данном случае имеются в виду резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности резерв на ремонт, оплату отпусков и т. п. Условным фактом хозяйственной деятельности признается имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т е возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. При этом последствия условного факта оказывают существенное влияние на оценку пользователями бухгалтерской отчетности финансового положения, движения денежных средств или результатов деятельности организации по состоянию на отчетную дату (п. 3 ПБУ).

Словарь терминов по управленческому учету

РЕЗЕРВ

виды пассивов, характеризующих будущие расходы. Выделяют следующие резервы:

1. оценочные - создаваемые за счет прибыли организации для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета (например, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, резервы по сомнительным долгам);

2. регулирующие - образуемые в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу (например, суммы, зарезервированные на: предстоящую оплату отпусков работникам организации; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; ремонт основных средств и др.);

3. по условным обязательствам - формируемые в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации, в отношении величины которых либо срока исполнения которых существует неопределенность (например, резервы по расходам на гарантийное обслуживание, по санкциям за невыполнение условий договоров).

Резервами называются суммы, накапливаемые для определенных целей: страховые резервы (у страховых организаций), пенсионные резервы (у негосударственных пенсионных фондов) и др.

Бухгалтерские термины и определения

РЕЗЕРВ

англ. reserves) – источник средств, предназначенный на покрытие будущих обязательств и потерь. В бух. учете различают несколько видов Р. Первый вид Р. характеризует суммы, вычитаемые из прибыли (после расчета последней), к-рые нельзя распределить произвольно и принудительно (в российской практике – резервный фонд). Второй – фиксирует снижение стоимости активов при составлении бух. баланса и образуется за счет снижения финанс. результатов (к такого рода Р. относятся резервы под обесценение ценных бумаг, резервы по сомнительным долгам). Третий – фиксирует источник средств для обеспечения будущих обязательств и образуется за счет издержек произ-ва (обращения). К ним относятся резервы: на расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; на предстоящие затраты по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий; на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на расходы по ремонту осн. средств; на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером произ-ва; на предстоящие затраты на ремонт предметов проката; на выплату вознаграждений по итогам работы за год и др. цели, предусмотр. соотв. нормативными положениями. Размер каждого Р. должен быть обоснован спец. расчетами.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь

РЕЗЕРВ

re erve ) материальные и финансовые ресурсы, не используемые в текущей хозяйственной деятельности и сохраняемые для их привлечения в условиях чрезвычайных обстоятельств, ухудшения состояния экономики и т.п. На уровне национальной экономики Р. создаются за счет средств государственного бюджета на случай войны, стихийных бедствий, неурожаев и др. В частности, на случай войны создаются запасы стратегического сырья, топлива, продовольствия. В бюджетах всех стран предусматривается формирование резервного денежного фонда для финансирования выхода из чрезвычайных ситуаций. В деятельности компаний (предприятий) также создаются материальные резервные фонды. Величина резервных фондов сырья и материалов зависит от степени надежности источников снабжения. В условиях высокой степени их надежности можно обходиться с минимальными Р. или вообще без них. На предприятиях, как правило, существуют резервные производственные мощности, которые могут быть задействованы для увеличения производства в случае расширения спроса или замены вышедшего из строя оборудования. Предприятия (компании) создают денежные Р. на покрытие возможных или ожидаемых расходов или убытков. К такого рода расходам могут относиться дополнительные затраты, связанные с колебаниями цен, изменениями валютных курсов, на покрытие рисков, неохваченных страхованием, или "самострахование" (от пожара, хищений), на покрытие долгов и т.д. В соответствии с национальными законодательствами некоторые виды Р., в частности на просчитанные будущие затраты, не облагаются налогами, другие, в том числе на возможные случайные затраты, - не освобождаются от налогообложения. В структуре капитала компании можно выделить резервный капитал.

Внешне-экономический толковый словарь

РЕЗЕРВ

RESERVE

Термин имеет следующие значенияБухгалтерский учет. В бухучете под Р. в отличие от РЕЗЕРВНОГО ФОНДА понимается счет, относящийся с момента открытия к собственному капиталу акционеров и отражающий накопление нераспределенной прибыли. Обычно резервный счет имеет особое название, указывающее на цель его создания, но он не отражает ни наличие средств, ни какие-либо иные активы в конкретной форме. Это всего лишь часть собственности (чистая стоимость) предприятия.В последнее время в связи с разногласиями в отношении термина `резерв` Комитет по бух. терминологии Амер. общества дипломированных бухгалтеров рекомендовал применять этот термин только по отношению к счетам, связанным с распределением нераспределенной прибыли, а относительно счетов, предусматривающих вычеты из активов (счета остаточной стоимости), должен применяться термин `поправка`, напр. поправка на безнадежные долги, амортизационная поправка, поправка на истощение недр и т. п. Начисления следует указывать именно как начисленные суммы, напр. начисленные налоги, начисленные к уплате проценты, а не как `резервы`.В бухучете термин `Р.` используется только для обозначения величины отчислений от нераспределенной прибыли. Определять эту величину вправе лишь совет директоров. Основной целью ее отражения является предоставление большей информации пользователям фин. отчетности. Причинами выделения части нераспределенной прибыли являются договорные обязательства, предусматривающие такие отчисления (напр., облигационный контракт может накладывать ограничения на величину дивидендов), закон штата (напр., некоторые штаты требуют этого при приобретении собственных акций, т. к. это может повредить капиталу компании), а также решения совета директоров по консервации активов для будущего использования. Создание Р. является результатом бух. проводки и не предполагает создания реальных запасов наличности или каких-либо др. активов компании.Если потребность в Р. отпала, произведенные при его создании отчисления вновь присоединяются к нераспределенной прибыли. Эта операция увеличивает общую величину нераспределенной прибыли, не затрагивая активов компании или ее текущего фин. состояния.Если у предприятия возникает потребность создать запас наличности или др. активов на случай непредвиденных обстоятельств или для др. целей, оно может осуществить это в форме образования фонда (но не Р.). Это действие будет представлять собой операцию, имеющую экон. значение.Страхование жизни. Р. под полисы страхования жизни представляет собой накопительный фонд, создаваемый за счет той части страховых премий, к-рая не предназначена для текущих выплат в случае смерти страхователя и покрытия расходов, а присоединяется к тем средствам, за счет к-рых будут выплачиваться страховые суммы в будущем. При страховании от пожара, от нет пожара, от несчастных случаев и морском страховании незаработанные премии, представляющие собой страховые премии, уплаченные авансом в счет будущих страховых услуг, в соответствии с требованиями законодательства должны быть отчислены в Р. незаработанных премий.Банковское дело. В банковском деле понятие `резерв` имеет несколько применений, и каждое из них имеет собственное значение, совершенно отличное от того, к-рое свойственно бухучету и страхованию.Первичные резервы. Первичными Р. называются активы в наличной форме, находящиеся в собственном хранилище банка или на депозитах в др. кредитных учреждениях, куда они помещаются в обязательном или добровольном порядке. Если создание обязательных Р. предусмотрено банковским законодательством, то такие первичные Р. наличности называются `законодательными резервными требованиями`. В Соединенных Штатах сумма резервных отчислений по депозитам до востребования и срочным депозитам, методы расчета их величины, порядок депонирования средств и их структура устанавливаются законодательством, регулирующим банковскую деятельность.Происхождение офиц. резервных требований в Соединенных Штатах обычно приписывается Банковскому закону штата Луизиана 1842 г., к-рый включал в себя требования создания Р. в ден. металле в размере одной трети всех обязательств перед клиентурой (в то время они включали в себя депозиты и банкноты); перед началом Гражданской войны это положение в той или иной степени было закреплено в законодательстве многих др. штатов. Принцип минимального офиц. резервирования по депозитам был уже традиционным, когда положение о нем было включено в Закон о нац. банке 1863 г.Целью офиц. резервирования первоначально являлось лишь поддержание способности банков рассчитываться по своим обязательствам наличными. Однако в связи с тем, что эти требования являются долевыми (менее 100%) и к Р. нет свободного доступа, т. к. они создаются против существующих депозитов, то в настоящее время обеспечение ликвидности не является первоочередной задачей. Вместо этого основным предназначением офиц. резервных требований считается их использование в качестве `тормозов` кредитно-инвестиционной экспансии банков, а следовательно, и их депозитов. Т. к. эта экспансия фактически приводит к использованию избыточных Р. (т. е. первичных Р., повышающих офиц. минимальные резервные требования по привлеченным депозитам), то возможности банковской системы в целом увеличить объем кредитно-инвестиционной деятельности (а следовательно, и привлечение депозитов) определяются пропорционально среднему уровню офиц. резервных требований. Т. о., при приблизительном уровне средних резервных требований в 12% (по трансакционным счетам) оптимальные возможности банковской системы составили 81/3-кратное представление ссуд и осуществление инвестиций на доллар избыточных Р. Отдельный банк, входящий в банковскую систему, тем не менее не имеет такой возможности многократной экспансии, т. к. помимо того что он `несет издержки` по поддержанию избыточных Р. в форме дополнительных нормативных резервных требований по увеличивавшимся в связи с кредитной экспансией остаткам на депозитных счетах, он неизменно будет передавать часть производных или созданных депозитов др. банкам в результате выписки чеков клиентам. Величина этих `издержек от списания` для отдельного банка зависит от конкретных обстоятельств, на к-рые оказывают влияние такие факторы, как наличие требований по компенсационным остаткам; объем операций банка, т. к. от него зависит величина доли обратного притока выписанных клиентами чеков на счета др. клиентов-вкладчиков, являющихся получателями этих чеков; место выписки чеков (в том же населенном пункте или в др. месте). При отсутствии требований по компенсационным остаткам со стороны банка и обратного притока выписанных чеков совершенно очевидно, что отдельный банк сможет осуществить экспансию лишь исходя из соотношения 1:1, если производные (т. е. образованные за счет кредита) депозиты полностью используются путем выписки чеков.Пересмотр обязательных резервных требований. ЗАКОН О ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ 1980 г. (раздел 1 P.L. 96-221; 94 Stat. 132), принятый 4 июня 1980 г., предусматривает создание обязательных резервов депозитными учреждениями, открывающими трансакционные счета или принимающими срочные депозиты юр. лиц. Такие резервные требования различаются в предписанном законом диапазоне и, следовательно, являются инструментом, с помощью к-рого Совет управляющих ФРС может проводить ден.-кредитную политику. 15 августа 1980 г. Советом управляющих было пересмотрено Правило D из ПРАВИЛ СОВЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ ФРС для реализации требований указанного закона.Понятие `депозитные учреждения` охватывает застрахованные на федеральном уровне коммерческие и сберегательные банки, так же и любой коммерческий или сберегательный банк, к-рый может быть застрахован ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИЕЙ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ, любой взаимный или акционерный сберегательный банк; любую ссудосберегательную ассоциацию, к-рая является членом СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БАНКОВ ПО КРЕДИТОВАНИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА и к-рые либо застрахованы, либо могут быть застрахованы ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИЕЙ СТРАХОВАНИЯ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ; а также любой кредитный союз, к-рый застрахован или же может быть застрахован Советом Нац. управления кредитных союзов. Кроме того, Правило D применимо к филиалам и агентствам ин. банков, консолидированный баланс к-рых в части активов превосходит 1 млрд дол., а также созданным на основании Закона Эджа корпорациям.Размеры обязательных резервных отчислений исчисляются на основе чистых среднедневных депозитных остатков за семидневный период, начинающийся каждый четверг (`расчетный период`). Необходимая сумма остатка на резервном счете должна поддерживаться в федеральном резервном банке в течение семидневного периода (`период поддержания`), начинающегося во второй четверг, следующий за окончанием расчетного периода. После определения подлежащей резервированию суммы из нее вычитается среднедневной остаток находящихся в банке наличной валюты и монет Соединенных Штатов.Поправками к параграфам (с) и (d) пункта 204.3 Правила D, вступившими в действие со 2 февраля 1984 г., был изменен порядок обязательного резервирования для депозитных учреждений. Изменения, принятые Советом управляющих ФРС, заменили систему `отставания`, действовавшую с 1968 г., современными резервными требованиями для средних и крупных депозитных учреждений. Совет управляющих, как и занимающиеся ден. обращением аналитики, полагает, что сокращение отставания момента перерасчета от момента изменения остатков на счетах обязательных Р. по трансакционным счетам позволит увереннее проводить ден.-кредитную политику за счет усиления связи между формированием резервных фондов и изменением количества денег в обращении.Прилагаемая таблица отражает порядок расчета величины обязательных Р.Термин `трансакционный счет` объединяет депозиты до востребования; счета с правом выписки обращающихся приказов о списании (НАУ); сберегательные счета с режимом автоматического перевода средств; чековые паевые счета; счета, режим к-рых позволяет производить платежи третьим лицам с помощью чеков, векселей, обращающихся инструментов, дебетовых карточек или иных аналогичных инструментов; счета, режим к-рых позволяет (курсив Совета управляющих в документе `Порядок осуществления регулирования Федеральной резервной системой`) производить более чем три списания в месяц по предварительному соглашению или на основании распоряжения по телефону; а также счета, позволяющие вкладчику производить платежи третьим лицам через банкоматы или обслуживающие устройства, вынесенные за пределы помещения банка.Таблица `Требования по резервированию для депозитных учреждений` отражает величину требований по обязательному резервированию по состоянию на декабрь 1988 г., сопровождаемую пояснительными сносками, разъясняющими принципиально важные вопросы.Более того, если, по крайней мере, пять членов Совета управляющих ФРС придут к мнению, что `чрезвычайные обстоятельства` требуют такого действия, Совет управляющих после консультаций с Конгрессом может установить любую ставку обязательного резервирования на любое обязательство (любую статью пассивов) депозитного учреждения на период до 180 дней.Обязательное резервирование по трансакционным счетам должно быть единообразным по отношению ко всем видам депозитных учреждений, но по срочным депозитам юр. лиц они могут различаться в зависимости от сроков этих депозитов. В Законе о дерегулировании депозитных учреждений и ден.-кредитном контроле 1980 г. не определены резервные требования по срочным депозитам физических лиц, включая сберегательные счета.Правило D Совета управляющих ФРС рассматривает некоторые типы счетов как срочные депозиты физических лиц, хотя они ведутся депозитным учреждением как доверенным лицом. Персональные пенсионные счета и срочные депозиты плана Кео попадают в эту категорию как счета урегулирования расчетов физических лиц. Кроме того, любой непереводной срочный депозит на имя доверенного лица или др. траст-агента, как физического, так и нефизического лица, будет рассматриваться как срочный депозит физического лица, если конечным получателем доходов по нему является физическое лицо.Совет управляющих также определил, что термин `срочный депозит` включает, независимо от сроков наступления, простой вексель, подтверждение о получении ссуды или иное обязательство, к-рое выписывается любому не находящемуся на территории США депозитному учреждению или ин. банку или учреждениям, на чьи срочные депозиты не распространяется действие Правила Q по лимитированию процентных ставок.Простые векселя (коммерческие бумаги), не подлежащие переучету акцепты (фин. векселя), векселя с наступившим сроком, подтверждения о получении ссуды, соглашения об обратном выкупе активов иных, нежели обязательства Соединенных Штатов или гарантированных ими обязательств, а также средств, поступивших от филиалов, не являющихся депозитными учреждениями, рассматриваются как депозиты. Как правило, такие обязательства с первоначальным сроком менее 14 дней считаются депозитами до востребования и подлежат резервированию как остатки на транзакционных счетах. Депозиты со сроком от 14 дней рассматриваются как срочные депозиты нефизических лиц, если они являются передаваемыми или принадлежащими иным, нежели физические лица, вкладчикам.Субординированный долг банков - членов ФРС тем не менее не рассматривается как депозит, подлежащий резервированию по процентным ставкам до тех пор, пока удовлетворены некоторые условия, включая семилетний срок до погашения. Аналогичным образом рассматривается и субординированный долг сберегательных учреждений.Депозитные учреждения обязаны резервировать часть суммы, полученной от продажи обязательств своим филиалам, не являющимся депозитными учреждениями, если эта сумма направлена депозитному учреждению. Эмитированные филиалом депозитного учреждения обязательства не рассматриваются как депозит этого филиала, если срок наступления погашения обязательств равен четырем годам или превышает этот срок или же обязательства не имеют депозитной формы при выпуске их непосредственно депозитным учреждением.Векселя с наступившим сроком не рассматриваются как подлежащие резервированию депозиты, если они не обеспечены залогом в виде аналогичной ценной бумаги в течение трех дней с даты выписки. Обеспечение является `аналогичным`, если оно принадлежит к тому же типу ценных бумаг и срок его погашения сопоставим со сроком погашения обязательства, купленного клиентом. Оставшийся не обеспеченным в течение трех рабочих дней вексель с наступившим сроком рассматривается как депозит начиная с этого срока.Правило D Совета управляющих ФРС определяет как подлежащие резервированию нетто-заимствования у соответствующих зарубежных филиалов, ссуды резидентам Соединенных Штатов, выданные ин. филиалами депозитных учреждений, находящихся в США, продажи активов депозитными учреждениями США своим зарубежным филиалам и суммы, поступившие от продажи зарубежным филиалам всех видов активов. Норма обязательного резервирования, установленная 3 ноября 1980 г. по средствам в евровалютах, составляет 3%.Р. депозитного учреждения могут храниться в виде запасов наличных средств в хранилищах или остатков на счете в федеральном резервном банке, помещенные как непосредственно ими, так и через др. депозитные учреждения. Депозитное учреждение, являющееся членом ФРС, должно хранить эти Р. непосредственно в федеральном резервном банке. Депозитное учреждение - не член ФРС может хранить их как в самом федеральном резервном банке, так и переводить их ему через корреспондентский счет, открытый в др. банке. Таким корреспондентом может быть депозитное учреждение, поместившее обязательные к резервированию средства непосредственно в ФРС, в федеральном банке по кредитованию жилищного строительства или в центральной системе обеспечения ликвидности Нац. управления кредитных союзов.Совет управляющих имеет полномочие определять размер части находящейся в хранилище наличности, к-рую депозитные учреждения могли использовать для выполнения требований по обязательному резервированию. Правило D позволяет депозитному учреждению (т. к. начальные требования по обязательному резервированию были установлены в соответствии с Законом о дерегулировании депозитных учреждений и ден.-кредитном контроле 1980 г. с 13 ноября 1980 г.) использовать весь запас находящейся в банке ден. наличности в качестве допустимого для создания обязательных резервов актива. Этот запас включает в себя бумажные деньги и монеты США и к нему не могут относиться ценные бумаги или какие-либо доходные активы.Пытаясь сократить нагрузку, связанную с подготовкой отчетности и контролем за выполнением норм резервирования мелкими депозитными учреждениями, а также соответствующую нагрузку на резервирующие банки, ФРС ввела порядок, в соответствии с к-рым депозитные учреждения с общей суммой депозитов менее 5 млн дол. должны были сообщать сведения о состоянии их депозитных счетов за семидневный период только один раз в течение каждого квартального календарного периода и поддерживать величину Р. за последующий трехмесячный период на основе этого сообщения.Совет управляющих ФРС продлил до конца 1982 г. отсрочку подачи сведений об обязательном резервировании для депозитных учреждений - не членов ФРС, имевших менее 2 млн дол. общей суммы депозитов на 31 декабря 1979 г. Это было сделано для того, чтобы не перегружать мелкие банки - не члены ФРС и сберегательные учреждения работой по составлению отчетности и поддержанию величины обязательных Р. в ожидании с мая 1982 г. принятия соответствующих законодательных актов, дающих мелким депозитным учреждениям постоянное освобождение от обязательного резервирования.Резервные требования штатов. Штаты имеют различающиеся между собой требования по обязательному резервированию. Большинство штатов разделяет депозиты до востребования и срочные депозиты и предусматривает по первым более высокие нормы резервирования. Подавляющее большинство штатов предоставляет также банкам возможность выбора между поддержанием величины обязательных Р. от суммы депозитов либо в банках-депозитариях, либо в хранилище в виде наличности. Законы штатов предусматривают различные нормы резервирования от суммы депозитов до востребования - от 7 до 30% (в последнем случае - в порядке исключения), довольно четко ориентируясь на 15%. Нормы резервирования по срочным депозитам составляют от 0 до 10%, ориентируясь на величину в 5%. Различные законодательно закрепленные резервные требования по депозитам до востребования и срочным депозитам в тех или иных вариантах имеют место в 23 штатах и федеральном округе Колумбия. Привязка резервных требований к месту нахождения встречается в весьма незначительном числе штатов. Конкуренция в отношении уровня обязательных Р. между федеральными властями и штатами может как являться, так и не являться фактором, влияющим на желание банков штатов, не членов ФРС, войти в ФРС, в зависимости от того, насколько он серьезен, если вообще существует.Другие виды банковских резервов. Вторичные Р. - это доходные активы, обладающие высоким качеством и ликвидностью, с близким, как правило, сроком погашения, такие, как гос. краткосрочные ценные бумаги, банковские акцепты, коммерческие бумаги, онкольные ссуды и т. п. Для создания вторичных Р. банками часто используются казначейские векселя. Избыточные Р. для банков - это все пригодные для создания обязательных Р. активы в сумме, превышающей обязательные резервные требования.Наличие полномочий по установлению резервных требований является действенным инструментом в руках ФРС для регулирования количества денег в обращении и рентабельности кредитно-фин. учреждений. При повышении норм обязательного резервирования ФРС сокращает величину депозитов, к-рой могут располагать кредитно-фин. учреждения, что приводит к сокращению количества денег в обращении. Кроме того, в связи с тем, что на остатки на резервных счетах не начисляются проценты, повышение норм обязательного резервирования снижает прибыльность депозитных учреждений. И наоборот, снижение норм обязательного резервирования ведет к увеличению количества денег в обращении и росту доходности банковских учреждений.Изменение резервных требований является настолько действенным инструментом и последствия его применения настолько велики, что ФРС пользуется им очень редко. Вместо этого для достижения своих целей ФРС, как правило, использует операции на открытом рынке. Воздействие посредством изменения норм обязательного резервирования осуществляется только при действительном наступлении фин. кризиса.Некоторыми экономистами было предложено вообще отменить резервные требования из-за их негативного влияния на рентабельность банковской деятельности. Др., напр., Милтон Фридмен (Milton Friedman), считают возможным введение 100-процентного резервирования, утверждая, что такая мера позволит ФРС лучше контролировать ден. обращение. Оба эти предложения являются крайними и вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем.Международные валютные отношения. В международной валютной терминологии под термином `Р.` понимается золотой запас страны, включая Валютный стабилизационный фонд; специальные права заимствования (СДР); валютные Р.; а также неиспользованная резервная позиция в МЕЖДУНАРОДНОМ ВАЛЮТНОМ ФОНДЕ.См. ЗОЛОТОЙ РЕЗЕРВ; НОРМА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ; РЕЗЕРВ БАНКА; РЕЗЕРВ ЧИСТЫЙ.БИБЛИОГРАФИЯ:FEDERAL RESERVE BOARD OF GOVERNORS. Annual reports.. Monetary Policy and Reserve Requirements. Handbook.. Federal Reserve Regulation Service.Federal Reserve Bulletin.

Энциклопедия банковского дела и финансов

РЕЗЕРВ

Резерв на ремонт основных средств Резервирование затрат на ремонт основных средств обеспечивает возможность равномерно признавать данные расходы. Создание резерва - право организации. Если она изъявит такое желание (закрепит его в учетной политике), ей придется обосновать произведенные расчеты по формированию резерва. Кроме того, на конец года необходимо проконтролировать, какая сумма из резерва в течение отчетного года была использована, надо ли корректировать резерв. Как известно, объекты основных средств требуют ремонта - чаще всего текущего (предупредительного), направленного на поддержание объекта в рабочем состоянии, а иногда и капитального, более трудоемкого и затратного. В рамках текущего ремонта проводят работы по предупреждению износа, по устранению мелких повреждений и неисправностей. Так, к плановому текущему ремонту гостиниц относятся работы по выборочному ремонту и окраске кровель, замене недостающих частей и окраске водосточных труб, частичному ремонту полов, окон и дверей, очистке от загрязнений и частичной окраске стен и потолков основных и вспомогательных помещений, замене арматуры санитарно-технического оборудования, электроустановочных изделий и пускорегулирующей аппаратуры (п. 1.54 Правил технической эксплуатации гостиниц и их оборудования). При капитальном ремонте могут быть изменены конструктивные и иные характеристики объекта, связанные с его надежностью и безопасностью. Что касается капитального ремонта гостиниц, то он имеет два вида: капитальный и выборочный. В рамках первого производится одновременное восстановление всех изношенных конструкций и оборудования, в рамках второго - заменяются отдельные изношенные конструкции, оборудование или их части, устраняются дефекты, выявленные в процессе эксплуатации. Естественно, что в ходе ремонта возникают затраты, порой достаточно существенные. Это и стоимость материалов, и оплата труда работников, участвовавших в ремонте, и стоимость работ по ремонту, выполненных сторонними организациями. Список можно продолжить. Потребность в проведении ремонта основных средств очевидна, поэтому спорить с тем, что данные расходы экономически обоснованны, никто не будет. Главное - правильно разграничивать расходы на ремонт и модернизацию (реконструкцию) основных средств, поскольку они по-разному признаются как в бухгалтерском, так и налоговом учете. При этом организации, в том числе туристического и гостиничного бизнеса, вправе принять (и закрепить в учетной политике) решение о создании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств. Этот механизм формирования расходов, цель которого - равномерное включение указанных затрат в состав расходов, можно использовать и для бухгалтерского учета, и для налогообложения прибыли. Порядок формирования и использования резерва расходов на ремонт основных средств, прописанный в нормативных актах по бухгалтерскому учету, отличается от аналогичного порядка, установленного Налоговым кодексом. Данная статья посвящена порядку формирования и использования резерва на ремонт основных средств в бухгалтерском учете. С целью равномерного включения предстоящих расходов в состав затрат организации вправе создавать различные резервы, в том числе на ремонт основных средств (п. 72 Положения по ведению бухучета). Более конкретная информация об интересующем нас резерве содержится в п. 69 Методических указаний по бухучету основных средств. Можно создавать резерв на ремонт не только собственных основных средств, но и арендованных, а также полученных в безвозмездное пользование. Резерв формируется путем ежемесячного включения в состав затрат на производство (расходов на продажу) суммы отчислений, которая зависит от годовой сметной стоимости ремонта - берется из смет на проведение ремонта (п. 69 Методических указаний по бухучету ОС). Следовательно, при расчете используется формула: Ежемесячная сумма отчислений =Годовая сметная стоимость ремонта12 мес. Для подтверждения правильности расчета нужно запастись документами, которые позволят обосновать необходимость проведения ремонтных работ основных средств (например, дефектными ведомостями). Унифицированная форма дефектной ведомости не утверждена, поэтому организация разрабатывает ее самостоятельно. Причем составление дефектной ведомости возможно в том случае, если в организации имеются соответствующие подразделения, способные оценить поломки и произвести ремонт основных средств (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2007 г. N 09АП-15404/07-АК). При обращении к сторонней организации документами, обосновывающими проведение ремонта, являются справки о стоимости работ и акты выполненных работ. Кроме того, для принятия решения о создании резерва понадобятся данные о первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств, нормативы и данные о сроках проведения ремонта, итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств. В бухгалтерском учете создание резерва признается расходом и относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы. Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу, используется счет 96 "Резервы предстоящих расходов" (Инструкция по применению Плана счетов). Образование резерва отражается по дебету соответствующего счета учета затрат (например, 20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу") в корреспонденции с кредитом счета 96. По мере возникновения фактических затрат по ремонту основных средств они списываются в дебет счета учета резерва, причем независимо от способа выполнения работ (хозяйственного или с привлечением подрядчика), с кредита счета, на котором предварительно учитывались указанные затраты (например, 23 "Вспомогательные производства"), или счета учета расчетов (например, 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"). С целью проверки правильности и обоснованности созданного организацией резерва на ремонт основных средств в конце отчетного года проводится инвентаризация этого резерва в общеустановленном порядке (п. 3.49 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств). При этом излишне зарезервированные суммы сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом "красное сторно" по дебету счета учета затрат, куда ранее были отнесены суммы отчислений в резерв, в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов. Пример В течение 2010 года у общества возникли фактические затраты по ремонту основных средств в размере 320 000 руб. Поскольку сумма сформированного резерва (360 000 руб.) больше фактических затрат по ремонту основных средств (320 000 руб.), организация должна сторнировать часть ранее отраженных затрат (40 000 руб.). В бухгалтерском учете в декабре 2009 года методом "красное сторно" будет сделана проводка Дебет 20 Кредит 96 - 40 000 руб. В Методических указаниях по бухучету основных средств и Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств предусмотрена ситуация, когда остаток резерва на ремонт основных средств, образованного в отчетном году, допускается не сторнировать. Такое возможно, если ремонтные работы по объектам основных средств имеют существенный объем, длительный срок производства и оканчиваются в году, следующем за отчетным. Другими словами, сторнировать не придется, если зарезервированный ремонт, начатый в отчетном году, будет закончен в следующем. Если по окончании этих ремонтных работ окажется, что сумма начисленного резерва превышает фактические расходы, остаток резерва включается в состав прочих доходов. В п. 1.54 Правил технической эксплуатации гостиниц и их оборудования приведены примерные сроки проведения ремонта номеров. Так, на косметический ремонт (малярные работы) жилого номера отводится 6 дней плюс еще 2 дня в случае необходимости дополнительного ремонта санитарно-технического оборудования в санузле. Капитальный ремонт (ремонт оконных и дверных блоков, санитарно-технического оборудования, полов, а также косметический ремонт) номеров без санузла можно закончить за 12 дней, а номеров с санузлом (включая ремонт полов с гидроизоляцией, окон, дверей, замену санитарно-технического оборудования и электрооборудования, трубопроводов и т.д.) - за 18. Естественно, это время может быть увеличено, в том числе в случае необходимости выполнения большего объема работ. В нормативных документах по бухгалтерскому учету (именно там, где содержатся комментарии к резерву на ремонт основных средств) не указано, что делать, если суммы сформированного резерва не хватает на покрытие возникших в течение отчетного года фактических затрат по ремонту основных средств. Считаем, что в этом случае в конце отчетного года необходимо сделать дополнительную запись по включению недостающей суммы в состав соответствующих затрат. Думаем, что в данном случае вполне уместны именно такие действия. Тем более что в нормативных актах изложено, как поступить в аналогичной ситуации в случае создания резерва на предстоящую оплату отпусков работникам. Итак, если сумма расходов на оплату использованных отпусков больше суммы сформированного резерва - недостаточность средств фактически начисленного резерва, в бухгалтерском учете в декабре отчетного года делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений в затраты на производство и расходы на продажу (п. 3.51 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств). Резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов В соответствии с п. 1 ст. 267.1 НК РФ налогоплательщики - общественные организации инвалидов и организации, использующие их труд, могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Создавать указанный резерв в налоговом учете имеют право только организации, применяющие метод начисления. Организации вправе создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов в том случае, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда - не менее 25% (пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подпунктом 38 п. 1 ст. 264 НК РФ определены следующие цели по обеспечению социальной защиты инвалидов: - улучшение условий и охраны труда инвалидов; - создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников); - обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов; - изготовление и ремонт протезных изделий; - приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников); - санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов; - защита прав и законных интересов инвалидов; - мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия); - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов); - приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов; - приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом; - взносы, направленные указанными организациями общественным организациям инвалидов на их содержание. Организации, которые соответствуют вышеназванным критериям, имеют возможность создавать резерв предстоящих расходов в целях социальной защиты инвалидов. При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, которые работают по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Порядок расчета среднесписочной численности работников утвержден постановлением Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278. Согласно п. 1 ст. 267.1 НК РФ резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, могут создаваться организациями на срок не более 5 лет. Резерв создается на основании программ (смет), самостоятельно разработанных организацией. Если налогоплательщик принял решение о создании резерва, то данное решение должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения. К положению об учетной политике прилагаются утвержденные налогоплательщиком программы социальной защиты инвалидов и сметы расходов на указанные цели (п. 2 ст. 267.1 НК РФ). Если организация приняла решение создать резерв, то фактические расходы налогоплательщика на цели социальной защиты инвалидов списываются только за счет этого резерва. Пунктом 3 ст. 267.1 НК РФ установлено, что размер создаваемого резерва определяется планируемыми расходами (сметой) на реализацию утвержденных налогоплательщиком программ. Сумма отчислений в этот резерв включается в состав внереализационных расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода. При этом предельный размер отчислений в резерв, указанный в п. 1 ст. 267.1 НК РФ, не может превышать 30% полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанного резерва. Например, в текущем налоговом периоде организация получила прибыль без учета резерва в размере 500 000 руб. Следовательно, создать резерв она может только в пределах 150 000 руб. (500 000 руб. x 30%). Положения п. 3 ст. 267.1 НК РФ противоречат нормам пп. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которой расходы на формирование резервов предстоящих расходов в целях социальной защиты инвалидов включаются в состав прочих расходов. Однако поскольку в настоящее время официальных разъяснений Минфина России по данному вопросу нет, налогоплательщик самостоятельно принимает решение, в состав каких расходов включить отчисления в указанный резерв. В любом случае расходы на формирование резерва включаются в расходы организации. Организация, создавшая резерв предстоящих расходов на цели социальной защиты инвалидов, обязана ежегодно проводить его инвентаризацию в течение запланированного периода. При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. По результатам проведенной инвентаризации организация должна сравнить сумму фактических расходов на цели социальной защиты инвалидов и сумму созданного резерва. Если в результате инвентаризации сумма созданного резерва оказалась меньше суммы фактических расходов, то разница между указанными суммами включается в состав внереализационных расходов (в прочие расходы - в бухучете). Если сумма резерва была не полностью использована налогоплательщиком в течение запланированного периода, то она подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 267.1 НК РФ). Пример В организации работают инвалиды, доля которых в общей численности работников составляет 60%, а доля расходов на оплату их труда - более 50% в общих расходах на оплату труда. Отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал, организация применяет метод начисления. В учетной политике организации на 2011 год предусмотрено создание резерва предстоящих расходов на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Резерв создается сроком на 1 год. Организацией утверждена программа и смета санаторно-курортного обслуживания работающих инвалидов. Общая сумма планируемых расходов - 450 000 руб. Предположим, что налогооблагаемая прибыль организации в 2011 г. составила: за I кв. - 370 000 руб.; I полугодие - 820 000 руб.; 9 месяцев - 1 300 000 руб.; год - 1 000 000 руб. Определим сумму резерва на социальную защиту инвалидов, начисленную по окончании каждого отчетного периода, и результат его использования, предположив, что на реализацию программы санаторно-курортного обслуживания работающих инвалидов фактически было использовано 350 000 руб. Рассчитаем максимальный размер отчислений: за I кв. - 111 000 руб. (370 000 руб. x 30%); I полугодие - 246 000 руб. (820 000 руб. x 30%); 9 месяцев - 390 000 руб. (1 300 000 руб. x 30%); год - 510 000 руб. (1 700 000 руб. x 30%). Следовательно, максимально возможная сумма резерва составляет 510 000 руб., а организация запланировала израсходовать на социальную защиту инвалидов 450 000 руб. Определим фактически осуществленные отчисления в резерв: в I кв. - 111 000 руб.; II кв. - 135 000 руб. (246 000 руб. - 111 000 руб.); III кв. - 144 000 руб. (390 000 руб. - 246 000 руб.); IV кв. - 60 000 руб. (450 000 руб. - 390 000 руб.). Неиспользованный остаток резерва в сумме 100 000 руб. (450 000 руб. - 350 000 руб.) налогоплательщик должен включить в состав внереализационных доходов за 2011 год. В соответствии с п. 5 ст. 267.1 НК РФ налогоплательщики, формирующие резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в налоговые органы о целевом использовании этих средств по окончании налогового периода. В настоящее время утвержденной формы отчета о целевом использовании средств, направляемых на социальную защиту инвалидов, нет, поэтому налогоплательщики могут составлять его в произвольной форме. Срок представления отчета о целевом использовании средств НК РФ не установлен, но поскольку данные отчета подтверждают правильность начисления налога на прибыль, то в налоговые органы его можно сдать вместе с годовой налоговой декларацией по налогу на прибыль. При нецелевом использовании указанных средств они подлежат включению в налоговую базу того налогового периода, в котором было произведено их нецелевое использование. Таким образом, можно сделать вывод, что для создания резерва сначала необходимо установить период формирования этого резерва, затем определить сумму предстоящих расходов на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, которая рассчитывается согласно программам (сметам), разработанным и утвержденным налогоплательщиком. После этого определяется величина налогооблагаемой прибыли за текущий отчетный (налоговый) период без учета резерва, рассчитывается величина 30% ограничения предельной суммы отчислений в резерв. Полученная сумма отчислений в резерв не должна превышать 30% налогооблагаемой прибыли, полученной в текущем периоде, а также сумму предстоящих расходов на цели социальной защиты инвалидов по утвержденной смете. Затем определяется сумма фактических расходов на цели социальной защиты инвалидов. Эта величина формируется на основании документов налогового учета, которыми подтверждаются фактически осуществленные расходы. Резервы предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет установлен ст. 324.1 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв. Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в налоговом учете в состав внереализационных доходов. Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода. В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год. Таким образом, равномерное признание в составе затрат расходов на предстоящую оплату отпусков возможно только при создании резерва предстоящих отпусков и его закреплении в учетной политике. На основании п. 24 ст. 255 НК РФ расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам включаются в состав расходов на оплату труда. Это также подтверждается п. 2 ст. 324.1 НК РФ. На конец налогового периода налогоплательщик должен провести инвентаризацию резерва на предстоящую оплату отпусков. Проводить инвентаризацию необходимо вот почему: в течение года организация, создавшая резерв на предстоящую оплату отпусков, включает в состав расходов на оплату труда каждого месяца сумму отчислений в резерв, исчисленную на основании сметы, а не фактически начисленные отпускные (т.н. в течение года организация учитывает в составе расходов на оплату труда предполагаемые затраты на оплату труда). На конец налогового периода организация обязана провести инвентаризацию резерва на оплату отпусков для определения фактических произведенных расходов на оплату отпусков. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). Под не использованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммами начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммами фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом страховых взносов) и на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (письма УМНС по г. Москве от 27 мая 2004 г. N 26-12/36389, от 2 февраля 2004 г. N 26-12/6381). Порядок определения недоиспользованной суммы резерва приведен также в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2005 г. N 14295/04. При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик должен по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов, по которым ранее не создавался указанный резерв. В соответствии с п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска на конец года превышает фактический остаток неиспользованного резерва, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов. Согласно п. 5 ст. 324.1 НК РФ если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода. В письме Минфина России от 2 февраля 2006 г. N 03-05-02-04/8 разъясняется, что в ситуации, когда сумма резерва, перенесенного на 2006 год, превысила сумму фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за 2005 год, налогоплательщик мог не включать в состав внереализационных доходов остаток неиспользованного резерва на оплату отпусков при условии формирования указанного резерва в следующем налоговом периоде. В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (п. 6 ст. 324.1 НК РФ). Порядок формирования резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год отражается в учетной политике организации (письмо Минфина России от 26 октября 2007 г. N 03-03-06/2/193). Резервы на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства В настоящее время многие организации осуществляют деятельность, носящую сезонный характер производства. Понятие сезонного производства приведено в ст. 11 НК РФ. Сезонное производство - это производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. N 382. Даже если организация ведет сезонные работы в течение нескольких месяцев в году, а в остальные месяцы не осуществляет деятельность, то она все равно несет различные расходы (амортизация ОС, общехозяйственные расходы и др.). Если организация не формирует резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, то в бухгалтерском учете эти расходы отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов". Поскольку расходы на производственные затраты связаны с получением доходов в будущем, то их нельзя признавать в текущем периоде и отражать убытки, поскольку, когда организация начнет осуществлять деятельность, она будет списывать их на себестоимость в течение сезона, в котором ведется эта деятельность. Порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно (равномерно, пропорционально объему продукции и др.). В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства. В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Таким образом, для равномерного включения в текущие расходы производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером действующим законодательством предусмотрено создание резервов предстоящих расходов. Отметим, что в учетной политике организации должен быть отражен порядок создания резерва для целей бухгалтерского учета. Для формирования резерва организация составляет специальный расчет (смету), в котором рассчитывается размер ежемесячных отчислений в резерв, составленный по сведениям о предполагаемой годовой сумме производственных затрат. Резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства учитывается на счете 96 "Резервы предстоящих расходов", субсчет "Резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства". В бухгалтерском учете организации формирование резерва предстоящих расходов на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства отражается записью: Дебет 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу", Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов". Списание расходов на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства за счет суммы созданного резерва отражается следующим образом: Дебет 96 "Резервы предстоящих расходов", Кредит 10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д. Величина резерва определяется организацией самостоятельно в расчете на год, резерв начисляется ежемесячно из расчета 1/12 его годовой суммы. Пример 1 ЗАО "Лес", осуществляющее деятельность по заготовке и вывозке древесины, в 2011 году сформировало в бухгалтерском учете резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства. В учетной политике на 2011 год предусмотрено создание такого резерва. Предполагаемая сумма расходов составляет 500 004 руб. Отчисления в резерв производятся каждый месяц. Таким образом, ежемесячно в бухгалтерском учете организации должна быть сделана запись: Дебет 20 "Основное производство" Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов" - 41 667 руб. (500 004 руб. : 12 мес.) - начислена сумма резерва предстоящих расходов на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства. Пример 2 ООО "Просека", осуществляющее деятельность по заготовке и вывозке древесины, с 2011 года в бухгалтерском учете формирует резерв на производственные затраты. Предполагаемая сумма производственных затрат за 2010 год составит 400 008 руб., из них расходы на ремонт ОС - 150 008 руб., общехозяйственные расходы - 250 000 руб. Предположим, в августе 2011 года силами вспомогательного производства организации произведен ремонт ОС на сумму 140 000 руб. Фактическая сумма общехозяйственных расходов составила 170 000 руб. Рассчитаем сумму ежемесячного отчисления в резерв на производственные затраты: 400 008 руб. : 12 мес. = 33 334 руб. В бухгалтерском учете организации данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом: Ежемесячно в течение 2011 года: Дебет 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу") Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов" - 33 334 руб. - отражены отчисления в резерв на производственные затраты. Август 2011 года: Дебет 96 "Резервы предстоящих расходов" Кредит 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - 140 000 руб. - отражены расходы на ремонт ОС. В конце отчетного года: Дебет 96 "Резервы предстоящих расходов" Кредит 26 "Общехозяйственные расходы" - 170 000 руб. - отражены общехозяйственные расходы; Дебет 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу") Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов" - 90 008 руб. [400 008 руб. - (140 000 руб. + 170 000 руб.)] - сторно! Отражена неиспользованная сумма резерва. Согласно п.п. 3.50 и 3.51 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, в конце года организация должна провести инвентаризацию созданного резерва. При инвентаризации проверяется правильность и обоснованность созданных резервов (п. 3.49 Методических указаний). Если в конце года по результатам инвентаризации остается нераспределенной часть резерва на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, то она списывается на счета учета затрат сторнировочной записью: Дебет 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу"), Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов" - сторнируется сумма неиспользованного резерва. Если резерва на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства недостаточно для оплаты производственных расходов, то расходы, превышающие сумму сформированного резерва, учитываются в общем порядке на счетах учета затрат: Дебет 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу"), Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов" - доначислен резерв на сумму превышения фактических расходов над величиной сформированного резерва (по результатам проведенной инвентаризации). Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете суммы отчислений в резерв предстоящих расходов на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства признаются расходами по обычным видам деятельности. Д

Расходы организаций. Практический справочник