InvestFuture

Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению

Просмотры: 1702
Оцените материал:
(оценок: 39, среднее: 4.59 из 5)

Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению

Управление можно представить как совокупность бесконечно продолжающихся работ, операций, функций, каждая их которых не дает конечного результата организации, а только вносит вклад в конечные результаты организации. Когда в мышлении не фиксируется результат, но акцентируется внимание на порядок и внутреннее устройство отдельных операций, то в этом случае правомерно говорить о формальном, бюрократическом подходе к управлению. Если при исследовании управленческих процессов акцентируется внимание, прежде всего, на результате управления, производительности труда управленческих работников, то в этом случае правомерно говорить о результативном подходе к управлению. Если исследователь отражает в мышлении управленческие явления в научных категориях, ставя их во взаимную зависимость путем логики и применения научного метода и не использует понятия, происходящие из веры и предубеждения, то термин «научный подход» лучше всего характеризует такого исследователя. Если же ситуация в управлении складывается таким образом, что не находится достаточного категориального аппарата для ее отражения в мышлении, то в этом случае говорят об эвристическом, поведенческом подходе. При эвристическом подходе содержание терминов часто вытекает из ситуации, не объясняется или даже вовсе остается не понятым.

Процессный подход к управлению предполагает рассмотрение управления в виде цикла: вход - трансформация - выход. Ресурсы управления трансформируются в его результаты. Например, информационные ресурсы на входе в управленческие системы трансформируются в удобные для пользователя базы данных. Иное понимание процессного подхода заключается в следующем. Ресурсы управления на входе в трансформируются в в оптимальные управленческие решения или в управленческие услуги на выходе, помогающие сотрудникам эффективно выполнять свои трудовые функции. В качестве результата управления могут выступать управленческие решения, консультация, помощь, делегируемы полномочия, отчетность. Осуществление функций управления имеет циклический характер. Например, организация, планирование, учет последовательно осуществляются друг за другом. Системный подход - способ отображения в мышлении управленческих явления, когда организация или изучаемое управленческое явление состоит не из одного основного элемента (монистический подход), и не из двух диалектически связанных сторон одного явления, а из многих элементов и факторов, связанных между собой. Системный подход можно иллюстрировать регрессионным анализом, где результат является функцией многих отдельных факторов. Для системного подхода характерно выделение эмерджентного (системного качества, отличающего объект исследования как целое от составляющих его частей.

Например, есть предприятие с его рабочей силой, основными средства, запасами, но есть системное качество предприятия, заключающееся в обособленном имуществе юридического лица и прибыли предприятия. Системы делятся на открытые и закрытые. Закрытая система характеризуется жесткими фиксированными границами, ее действия не зависят от внешней среды, а определяются лишь совокупностью внутренних факторов. В условиях рыночных отношений предприятие (организацию) следует рассматривать как открытую систему, которая постоянно взаимодействует с окружающей внешней средой. Кроме системного подхода при изучении управления предприятием (организацией) используется ситуационный подход. Исходным пунктом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на предприятие (организацию) в данном конкретном месте, в данное время, при данном соотношении факторов (сил). От управленца в конкретной ситуации требуется принятие решений, в котором реализуется интеллект управленца и участие в принятии решений сотрудников организации (коллективный разум) и формируется нормативное пространство для преодоления неопределенности в организации. В связи с тем, что в центре внимания управленцев (менеджеров) оказывается ситуация, ситуационный подход предопределяет большое значение ситуационного мышления. При использовании этого подхода руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей предприятия (организации) при данном стечении обстоятельств вне контекста широких обобщений.

Все многочисленные реальности в конкретной ситуации упрощаются в немногие переменные, что позволяет идентифицировать функции управленческого процесса, эффективно влияющие на достижение целей организации. Как и системный, ситуационный подход может выступать как наборы предписываемых руководств, и как способ мышления об организационных неопределенностях и их решениях. В ситуационном подходе сохраняется концепция процесса управления. Важно обеспечить в новых условиях сочетание комплексного, системного подходов с ситуационным. При рассмотрении ситуации исследуются внутренние и внешние факторы, воздействующие на систему. Особо следует выделить стратегический подход к изучению управленческих явлений. Стратегический подход предполагает рассмотрение управленческих явлений и явлений организации в аспекте их внутренней и внешней среды. Результатом принятия управленческих решений на предприятии являются внутренние переменные. К ним относятся: цели, ресурсы, размеры предприятия, вертикальное и горизонтальное разделение труда. Факторами окружающей среды являются внешние переменные. Они находятся за пределами предприятия, но при этом оказывают на него большое влияние. В внешним переменным относятся: государственное регулирование, конкуренты, источники получения техники, материалов, клиенты и т.д. Руководителям важно видеть, в каких формах организация взаимодействует с внешней средой. Средством анализа внутренней и внешней среды организации является, в частности SWOT-анализ, в рамках которого находятся ответы на вопросы: какова сила организации, каковы слабости организации, каковы угрозы для организации, каковы возможности организации для предотвращения угроз.

Основные понятия менеджмента: глоссарий