Причины и виды инфляции
Этимология слова связывает рост цен, прежде всего, с нарушением денежного обращения. Латинское слово «inflatio» дословно переводится как «вздутие». До того как войти к концу XIX века в лексикон экономистов, а позднее и в обыденную речь, оно было в обиходе у медиков, которые применяли его при диагнозе болезни, связанной с разрастанием злокачественной опухоли.
Инфляция – это нарушение закона денежного обращения, выражающееся в переполнении сферы обращения денежными знаками, что приводит к их обесценению, снижению покупательной способности, и выражается во всеобщем росте цен на товары и услуги.
Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.
Инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. Инфляция, развивающаяся под воздействием роста платежеспособного спроса, получила название инфляции спроса. В результате инфляции спроса возникает избыток денег по отношению к товарам, в результате цены растут. Другая ситуация возникает, когда растут издержки производства, т.е. поднимается цена предложения. Инфляция издержек – это инфляция, развивающаяся под воздействием роста издержек производства. Инфляция издержек всегда грозит сокращением товарного предложения и в конечном итоге порождает спад и сокращение рабочих мест. Таким образом, инфляция имеет два варианта развития – со стороны увеличения спроса и со стороны увеличения издержек производства.
Выделяют монетарные и структурные причины инфляции.
К монетарным причинам, вызывающим инфляцию спроса, относятся следующие важные диспропорции воспроизводства: превышение расходов государства над доходами; осуществление инвестиционных проектов; милитаризация экономики; инфляционные ожидания; макроэкономическая политика.
К структурным причинам, вызывающим инфляцию издержек, относятся следующие институциональные особенности экономики: технологическая отсталость экономики; структурные диспропорции экономики; монопольное ценообразование крупных компаний; макроэкономическая политика (например, увеличение налогов).
Классификация инфляции возможна на основе различных критериев: по степени интенсивности (нормальная, умеренная, галопирующая, гиперинфляция), по форме проявления (открытая, подавленная), в соответствии с критерием ожидаемости (ожидаемая, неожиданная), в зависимости от преобладающей причины (инфляция заработной платы, налогов, прибыли и т. д.).