ПРЕДПРИЯТИЕ МАЛОЕ
См. Предприятие малое
См. Предприятие малое
самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, отличительными признаками которого являются ограничения, касающиеся численности работающих или объема хозяйственной деятельности.
предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников (различается в разных сферах экономики), реже – оборота, и получающее налоговые льготы, льготы по кредитам и другие виды государственной поддержки.
самостоятельная производственно-хозяйственная организация любой формы собственности, в которой занято ограниченное число работников, выполняющих разнообразные функции и широко совмещающих разные профессии. Могут быть учреждены отдельными физическими лицами или семьями, государственными предприятиями, кооперативными и акционерными организациями, ассоциациями, государственными органами и другими юридическими лицами.
важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности. В качестве М.п. рассматривают вновь создаваемые и действующие предприятия (независимо от форм собственности) в промышленности и строительстве с численностью работающих до 200 человек, в науке – до 100, в других отраслях производственной сферы – до 50, в непроизводственной – до 20, в розничной торговле – до 15 человек.
небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников (максимальная численность 200 человек, в отраслях непроизводственной сферы до 15 человек); наиболее эффективная форма организации малого бизнеса в условиях рыночных отношений. В этом секторе сферы материального производства в сравнительно короткие сроки решаются проблемы удовлетворения товарного спроса при минимизации текущих затрат путем приближения производства к рынкам потребления, упрощения системы управления и повышения гибкости технологических процессов для быстрой перестройки производства в соответствии с требованиями рынка.
разновидность предприятия, характеризующегося небольшим количеством занятых. К М. п. относятся вновь создаваемые и действующие предприятия в промышленности и строительстве – с численностью работающих до 200 человек, в науке и научном обслуживании – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек, в розничной торговле – до 15 человек. М. п. могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные, и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством и отвечают целям, предусмотренным в уставе предприятия.
разновидность действующих и вновь создаваемых предприятий, имеющих любые формы собственности, осуществляющих все виды хозяйственной деятельности и функционирующих во всех отраслях народного хозяйства. Они характеризуются численностью работающих: в промышленности и строительстве - до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100, в других отраслях производственной сферы - до 50, в отраслях непроизводственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек. Государственная поддержка малых предприятий направлена на обеспечение более эффективного преобразования социально-экономической структуры общества, динамичности развития рыночных структур, перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного их приложения.
небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников (не более нескольких сот) и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. Так как число малых предприятий единого профиля в крупной стране исчисляется десятками и сотнями тысяч, то на одно такое предприятие приходится незначительная доля процента общего объема производства, хотя все вместе они способны производить до половины всей продукции страны. В России в 1995 г. было около 2 млн. малых предприятий, в США - примерно 15 млн. К малым предприятиям относятся, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Малым предприятиям оказывается государственная поддержка.
предприятие со средней численностью работающих, не превышающей критерий предельной численности: в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и в других отраслях производственной сферы. Предприятие может быть признано малым предприятием только при условии, что сумма выручки от реализации произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение предыдущих четырех кварталов (ежеквартально) не превышала размера, определенной предельной величины, кратной установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (критерий предельной выручки). Для предприятий, со дня регистрации (образования) которых прошло менее одного года, указанный критерий предельной выручки учитывается только применительно к тем кварталам, которые прошли со дня регистрации (образования) этих предприятий и не применяется к первому такому кварталу. Для указанных предприятий в первом квартале со дня их регистрации (образования) учитывается лишь критерий предельной численности. М.п. вправе рассчитывать на государственную поддержку в виде налоговых льгот, льгот по кредитам и т.д.
англ. small enterprise) – субъект малого предпринимательства. К М.п. в соответствии с Федер. законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995) относятся коммерческие предприятия (юридические лица), удовлетворяющие определ. критериям по численности работающих и по доле участия в уставном капитале др. форм собственности. В М.п. средняя численность работников (с учетом всех работников, в т.ч. работающих по договорам и по совместительству исходя из реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и др. обособленных подразделений) за отчетный год не должна превышать: в пром-сти, стр-ве и на транспорте – 100 чел.; в с. хоз-ве и научно-технич. сфере – 60 чел.; в рознич. торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.; в оптовой торговле, в ост. отраслях и при осуществлении др. видов деятельности – 50 чел. При отнесении многопрофильных М.п. к определ. отрасли используется критерий той отрасли, доля к-рой является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. Если численность работников на М.п. превысит критерий, установленный законом, оно лишается льгот на период, в течение к-рого допущено превышение, и еще на 3 месяца. Для М.п. доля участия в уставном капитале собственности РФ, субъектов РФ, муницип. образований, общественных и религиозных орг-ций (объединений), благотворит. и иных фондов не должна по отдельности превышать 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридич. лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна быть выше 25%. На 1 янв. 1999 в РФ зарегистрировано 868 008 (на 1 янв. 2000 – 890 566) М.п. со среднесписоч. численностью 6485,8 тыс. чел., ср. численностью внешних совместителей 647,8 тыс. чел. и работающих по договорам 409,8 тыс. чел. Из общего числа М.п. к торговле и обществ. питанию относились 44,9%, к стр-ву и пром-сти – по 15,3%, к науке и научному обслуживанию – 4,2%; общей коммерч. деятельностью по обеспечению функционирования рынка занимались 4,1% М.п
коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установлены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», определяющим общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, действующим на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности. Ведению РФ подлежат определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, установление порядка создания и деятельности федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки малого предпринимательства, разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50% за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ, установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ. Субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Формы заявления и свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, приведены в приложениях к письму ГНС от 3 марта 1992 г. № ИЛ-6-03/77. Субъекты РФ и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суд в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государственной пошлины истцу в случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с ответчика. В случае признания судом незаконности действий органов регистрации последние возмещают расходы, перечисляемые на счет субъекта малого предпринимательства после его регистрации на основании решения суда. Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ. Налогообложение субъектов малого предпринимательства может осуществляться на основе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Законами РФ и законами субъектов РФ устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг. Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия. Порядок применения механизма ускоренной амортизации субъектами малого предпринимательства определен в письме ГНС от 15 октября 1996 г. № 08-2-01/56. Особенности отнесения иностранных организаций к субъектам малого предпринимательства определены в письме ГНС от 11 июля 1996 г. № 06-1-14/8702.